Найти в Дзене

В чем же особенности детства: не все так просто, как мы можем подумать

Мы все вроде бы прекрасно знаем, что такое детство и кто такой ребенок. Да, в современном обществе это довольно четко определено. Детство - период жизни человека до совершеннолетия, то есть до 18 лет. Однако не всегда было так ясно с этим вопросом. В 1962 году вышла книга Филиппа Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке", где автор показал результаты своего исследования детства в прошлые эпохи. Арьес опирался на многочисленные источники и сделал вывод о том, что в Средние века, например, ребенка считали маленьким взрослым.

Дональд Золан "Девочка с котом"
Дональд Золан "Девочка с котом"

Это видно даже по тому, как одевали детей, и с какого возраста они вступали во взрослую жизнь. Например, браки в 12-16 лет считались нормой, были случаи и более ранних браков. Очень рано детей начинали также привлекать к тем или иным видам деятельности, это зависело от сословия. Крестьяне отправляли работать в поле детей с 5-6 лет, дворяне с детства приучали мальчиков воевать и т.д.

То есть раньше никто особо не трясся над детьми, не оправдывал их шалости тем, что "это же еще ребенок!", спрос с детей был совершенно такой же, как со взрослых.

Вейбранд Хендрикс "Дети", XVII в.
Вейбранд Хендрикс "Дети", XVII в.

Философскую основу понимания детства в средние века и позже люди находили в концепции Аристотеля, который считал, что ребенок - это незрелый образец организма взрослого, в который природой заложен потенциал развития в полноценный образец. Эта идея была развита в XIX веке в научном поле, когда стало понятно, что онтогенез повторяет филогенез (проще говоря - развитие отдельного организма проходит все стадии развития рода).

Эту идею развивал, в частности, Жан Пиаже, он сделал из нее вывод о поэтапном развитии детства.

Уильям Ларкин (1580-1619),  "Три девочки"
Уильям Ларкин (1580-1619), "Три девочки"

В своей книге "Детская концепция мира", вышедшей в 1929 году, Пиаже показал, в частности, как ребенок поэтапно осваивает концепцию жизни. Здесь он выделяет четыре стадии. На первой жизнь для ребенка - это любая деятельность. На второй - любое движение. На третьей - спонтанное движение. На четвертой - жизнь ограничена животными и растениями.

В общем, понятно, почему для малышей любой движущийся предмет - живой, и почему таким успехом пользуются все эти мультики, в которых любые вещи одушевлены и ведут себя, как люди. Для ребенка это совершенно естественно. Примерно также мыслили и первобытные люди в тот период, когда мышление у них только развивалось.

Дональд Золан "Дети за книгой"
Дональд Золан "Дети за книгой"

Концепция того, что ребенок - еще не сформировавшийся взрослый, просто лишенный пока его компетенций, но постепенно развивающий их, в последнее время подвергается пересмотру. Например, американский психолог Элисон Гопник пишет, что

"дети и взрослые это разные формы человека разумного. У них очень непохожие, хотя и равным способом многогранные и мощные умы, мозги и формы сознания, которые предназначены для выполнения разных эволюционных функций".

Ну, не знаю, не знаю...

Читайте еще на моем канале:

Футурология дает научные прогнозы или фантазирует о будущем?

Вегетарианство и веганство: чем отличаются и в чем суть

Из блога мужа:

Мои впечатления от аэропорта Якутска