Автор: Ольга Лапенкова
Предлагаем ознакомиться с некоторыми фактами и интересными цитатами о съемках многим известного фильма "Остров", главную роль в котором сыграл Пётр Мамонов, участник рок-группы Звуки Му.
- Сценарий был написан Дмитрием Соболевым, студентом сценарного факультета, а не Павлом Лунгиным.
- Прототипами главного героя - отца Анатолия - стали Феофил Печерский и Севастиан Карагандинский.
- Во время съемок в роли консультанта выступил иеромонах Косма, насельник Донского монастыря. С ним познакомил режиссёра сам Пётр Мамонов. Иеромонах провёл молебен в первый же день съемок.
- Мамонов признавался в интервью, что не чувствовал себя достойным сниматься в такой роли. Поэтому он пошел к своему духовнику за советом и благословением:
Павел Семенович [Лунгин] позвонил и говорит: «Петенька, без тебя не буду снимать это кино, только ты нужен». Я говорю: «Паш, не-не-не, я это… Что ты, святого старца?..» А потом думаю: а что я своим помраченным разумом решаю? У меня есть духовный отец, наш сельский батюшка, я к нему, говорю: «Так и так, мне – святого старца, а я… вы знаете жизнь мою». Я же исповедуюсь, все. Человек я грешный. Он говорит: «И не думайте, это ваша работа. Вперед!»
- Режиссёр понял, что отца Анатолия может сыграть только Пётр Мамонов. Актёр настолько хорошо прочувствовал свою роль, что во время молитвы главного героя заплакал мальчик, играющий одну из ролей:
Почему именно Мамонов? Стопроцентный актер не смог бы такое сыграть. Например, шла молитва с экрана. Мы это снимали крупным планом, но сомневались - можно ли это показывать? Нравственно или нет? Но Петя не играл эту роль, он действительно молился. Это были как документальные кадры. От его молитвы пошла сильная энергия - и вдруг, как чудо, заплакал поселковый мальчик, игравший роль больного.
- Съемки фильма проходили на берегу Белого моря, в Карелии, в городе Кемь. Когда-то там была пересылочная тюрьма и лагеря, а сейчас - могилы новомучеников.
Там были серые причалы из прогнивших бревен, откуда заключенных отправляли в Соловецкие лагеря. Причалы из досок, затонувшая баржа, вокруг которой мы построили декорации, вода, камни - этот пейзаж сыграл в фильме не меньшую роль, чем актеры.
- Съемки проводились в холодное время года и съемочной группе повезло, что Белое море не замерзало вплоть до середины декабря. Хотя, если верить прогнозам, лёд должен был встать уже в октябре.
- Монастырь был специально построен для съемок. Декорация была привязана к затопленной деревянной барже, которую можно увидеть в фильме. Лунгин предположил, что она осталась, по всей видимости, от заключенных и построена в 1920-е годы.
- Реальной постройкой была только кочегарка - домик, стоящий прямо на костях. Именно на этом месте, по словам съемочной группы, немцы отправляли людей в лагерь или на расстрел.
- Место для съемок выбирали довольно долго:
Перед съемками я объехал много знаменитых монастырей: был на Валааме, Селигере, Соловках, но понял, что ни один из них для нас не подходит. Нам нужен был маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри - это огромные, обнесенные высокими стенами города. К тому же фильм-то не церковный, он не о монастыре, а о чувстве греха и стыда - главном, что отличает человека от животного.
- После завершения работы над фильмом, церковь, специально построенную для съемок, освятили и подарили городу. Один из работников съемочной группы в итоге остался жить в этом ските.
- В настоящее время постройка приходит в упадок.
- Виктора Сухорукова позвал сниматься Пётр Мамонов. Лунгин комментирует:
Я не был знаком тогда с Виктором, потом познакомился и сразу увидел, что он совершенно не похож на роли, которые ему довелось сыграть. Увидел в нем много детскости, добра – так возник этот странный игумен, настоятель монастыря.
- Помимо Сухорукова, Мамонов хотел пригласить в фильм Ивана Охлобыстина, но не сложилось.
- После съемок в "Острове" к Петру Мамонову иногда подходили и обращались как к отцу Анатолию.
- За этот фильм режиссёр и его команда впервые в истории современного российского кино получили Патриаршую грамоту "за работу во славу Русской церкви" из рук Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II.
- Все актёры признавались, что самой тяжелой оказалась сцена с изгнанием бесов. Петр Мамонов даже отказывался в ней сниматься. По окончании он целый день молился, несмотря на то, что девушку (сам момент изгнания) для этой сцены снимали отдельно. Лунгин вспоминает:
Мы с Петей не спали две ночи. Он отказывался сниматься. Надо было снять как-то максимально целомудренно, потому что много насмотрелись в американских фильмах компьютерных изгнаний беса, поэтому мы ушли на природу. Господь помог. И еще замечательная актриса Виктория Исакова. Она сыграла свою бесноватую нежно и точно. Сцена стала кульминацией фильма.
- Сухоруков вспоминает:
Петр Николаевич часто после съемок стучался ко мне в дверь и говорил: «Пойдем проповедь слушать». И мы вместе слушали, потом разговаривали. Мы словно вели какое-то следствие, что можно, а чего нельзя, что правда, что неправда, где чистота, где блеф.
- Сухоруков рассказывал, что Мамонов всегда хотел, чтобы всё было по правилам, чтобы Церковь не предъявила никаких претензий:
Я ему все говорил: «Это уже искусство, а не Церковь. Это — игра». — «Нет! Я не допущу этого! Этого не может быть! Мой персонаж так не может себя вести».
- Во время перерывов на съемках Мамонов всегда уходил молиться с монахами. А во время поездки с презентацией фильма он всегда был в наушниках - слушал проповеди Иоанна Крестьянкина. Дмитрий Дюжев говорил: "Он постоянно находился в этом состоянии – в ощущении и понимании того, о чем мы снимаем кино".
- Мамонов вспоминает:
На съемках «Острова» я должен был ложиться в гроб. Три раза из него выскакивал — не выдерживал. Строгая вещь — гроб: лежишь, стеночки узенькие — и ничего больше нет. Даже Евангелия, чтобы почитать. Что собрал в душе, с тем и лежишь.
- Виктор Сухоруков о съемках:
На съемках „Острова“ Лунгин не спал. Как Лунгин мог спать, когда он сам не мог разобраться, как снять эту историю? Сняв четверть фильма, он вдруг кидает все в корзину, приходит на своих коротких ножках, весь такой упакованный в телогрейки и шубы-дубленки, и, заикаясь, говорит: „Я нашел кадр!“ И мы все начинаем сначала.
- В фильме представлены три разных пути к Богу. Цитаты под фотографиями Павла Лунгина:
А вы смотрели этот фильм?
Читать также:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Где можно нас найти ещё: ВКонтакте, Facebook, Instagram, Телеграм и сайт