Интерес к электромоторчикам СССР в которых есть палладиевые контакты, а также другие сплавы на основе металлов платиновой группы возрастает соразмерно росту стоимости этих благородных металлов.
Так, например, при стоимости палладия в 150р за грамм (на 2009г), эти изделия были практически никому не интересны, ибо не представляли собой никакой материальной ценности. Однако когда палладий вырос в цене до 6000р, а иридий и того больше, ажиотаж вокруг советских электромоторов с палладиевыми и платиновыми контактами возрос многократно.
Прежде всего, такими изделиями заинтересовались охотники за радиодеталями, и люди занимающиеся сбором изделий с драгметаллами с целью их дальнейшей сдачи в пункты приема лома. И это вполне естественно, поскольку собрав даже несколько таких моторов с контактами из сплава палладий + иридий, можно с лихвой окупить все потраченные на их поиск затраты.
Однако, где искать такие изделия СССР и в каких моторчиках есть палладий, платина или иридий, известно далеко не каждому искателю драгоценных металлов. Списков моделей в открытом доступе практически нет, а найти более полную информацию по каждому из попадающихся радиолюбителю устройств, практически невозможно.
Единственное, на что можно полагаться, это на опыт других сборщиков радиодеталей и информацию из технических паспортов к изделиям. И к счастью, такую информацию нам удалось отыскать.
Как отличить электромоторы с палладием по внешним признакам.
Драгоценные металлы платиновой группы есть далеко не в каждом советском электромоторчике. Это стоит знать. Кроме того, палладий и платина в таких изделиях могут присутствовать в разных механизмах, а не только в качестве металла для контактных групп.
Так, например, в электромоторчиках от советских магнитофонов, платина и другие драгоценные металлы могут присутствовать только в зеленых КМ конденсаторах или транзисторах.
Палладий и иридий в качестве контактов встречается преимущественно в более сложной технике, перечень которой мы предложим ниже.
Отличительной чертой электродвигателей с драгоценными металлами платиновой группы выступает их продолговатая, цилиндрическая форма, на одной из сторон которой находится отсек скрывающий щеточный механизм. Именно для обеспечения правильной работы щеточного механизма, а также для контроля скорости и направления оборотов электродвигателя и применяют палладиевые или платиновые конденсаторы и контактные группы из драгметаллов.
В каких электромоторах СССР есть палладий, платина, иридий. Перечень изделий.
Известный перечень моторчиков с палладиевыми контактами не слишком обширен и составляет лишь несколько известных моделей выпуском до 1990г.
К таким устройствам относятся электромоторы серий:
ДПМ-30-Н3-01, ДПМ-30-Н3-01А, ДПМ-30-Н3-02, содержит 0,13 серебра и порядка 0,9г сплава платины с иридием. Драгметаллы присутствуют преимущественно на движущей части контактной группы.
ДПМ-20-Н3-01 содержит 0,2 серебра и 0,208 Pt-Ir сплава.
ДПМ-20-Н3-09 имеет практически такое же содержание драгметаллов, как и предыдущая версия.
Электродвигатель ДПМ-25-Н3-02Б встречается с 0,02г платины.
ДПМ-30-Н6-02 с РС-3-02Д, согласно справочнику сайта dragmetinform.ru содержит до 3,9г серебра, 0,11 платины и 0,01 металлов платиновой группы.
Стоимость деталей из сплава Pt-Ir в моторчиках СССР зависит от их массы и процентного содержания драгоценных металлов, а также от цены сырья на международном рынке. В среднем она может достигать 5000р за один грамм.
Существуют и моторчики, в которых драгметаллы присутствуют в конструкции зеленых КМ конденсаторах с обозначением 5V, 5F, H30 и H90. Цена килограмма таких конденсаторов в пунктах приема радиодеталей достигает 200 000р.
Перечень устройств, в которых применяются электродвигатели с платиной, палладием или иридием очень ограничен. Преимущественно это были советские бормашины для ювелиров и стоматологов. В бытовой электронике лишь изредка встречаются моторы с КМ конденсаторами. Изделия серии ДПМ 30 Н3 и схожие с ними, встречаются редко и использовались преимущественно в изделиях, где требуется легкий вес мотора и точная регулировка оборотов. Мини дрели, авиа моделирование и космическая инженерия. Были такие моторы и в свободной продаже. Поэтому найти их еще возможно, хоть и очень нелегко.
Важно! Сдавать радиодетали с драгметаллами стоит только в официальные пункты скупки. Заниматься аффинажем без лицензии запрещено! Рабочий электродвигатель с палладием стоит в разы дороже, чем драгоценный металл в нем, поэтому портить функционирующее изделие ради палладия не стоит. Лучше продать.