У версальских красавиц насморк был обычным явлением. В грандиозном дворце Людовика XIV оказалось невероятно холодно. Залы возвели огромные, а камины часто выполняли только декоративную функцию. Так что мёрзли придворные в своих шелках и бархате.
Король мечтал о роскоши и славе на века. Париж он не любил с самого детства – слишком неприятные воспоминания оставили бунты и гражданская война. Получив полную власть после совершеннолетия и смерти кардинала Мазарини, король принялся осуществлять свою мечту: строить новую резиденцию. Версаль возводили быстро, поспешно, и это сказалось на качестве постройки.
Крыша дворца подтекала, сквозняки гуляли по залам. В летнюю пору это не было так заметно, и прохлада, наоборот, ценилась. Но вот когда пришла зима… Даже в королевской опочивальне нашлись недоделки: окна плохо закрывались, и из них страшно дуло. Однажды утром Людовик XIV обнаружил, что вода в хрустальном стакане, которая всю ночь простояла на столике его спальни, превратилась в лёд. Король потребовал немедленно провести ремонтные работы.
В романе «Анжелика и король» не раз упоминается, как холодно было придворным:
«Свита двигалась по аллее ко дворцу…сверкающему в лучах света… отражающегося от оконных стёкол и наледи. Из-за сильного мороза все печи дворца топились… и клубы белого дыма… растворялись в небесной синеве».
В Версале было слишком много окон! Да ещё каких! Огромных, так прежде не строили. Гордость государя – Зеркальная галерея – выглядела прекрасно. Но как же мёрзли дамы и кавалеры в этой красоте! Галерея была застеклённой террасой. В 1678 году от неё отказались как раз…по причине холода и дождей. Из одного крыла дворца в другой прежде можно было попасть только через открытый балкон. В мороз это сделать было крайне трудно. А ещё на террасе скапливались снег и дождевая вода, которые потом текли на головы придворных этажом ниже. Так что галерею построили для удобства и тепла. С удобством не прогадали, а вот тепла добиться не удалось.
Чтобы не разболеться, дамы кутались в меха. Мадам де Монтеспан, фаворитка короля, ввела моду на большие меховые муфты. Она прятала в них не только руки, но и платки, кошельки и маленькие флаконы с духами. Некоторые красавицы умудрялись держать в муфтах комнатных собачек.
Король лично устанавливал порядок в Версале. Но холод его корректировал. Зимой сокращали длительность мессы в королевской часовне, пытались добиться тепла с помощью большего числа жаровен. С перчатками и накидками не расставались. Дамы надевали по десятку юбок, мужчины охотно носили огромные парики. Модный тренд стал дополнительной защитой от простуды.
Но и это не помогало, если выдавался по-настоящему морозный год. Французский историк Филипп Эрланже выделяет 1709-й, как один из самых холодных за всю историю государства:
«Гнев небес превратил в степь процветающее королевство, реки покрылись льдом, леса и поля опустели. Солдаты, обреченные на вынужденный пост, падали от истощения».
В том самом году серьёзно простудился племянник короля, герцог Филипп II Орлеанский. По счастью, для него всё закончилось благополучно. А вот супруга наследника престола, Мария Анна Баварская, так подорвала свое здоровье в холодных галереях Версаля, что оправиться не смогла. Молодая женщина умерла в 1690-м году, и ещё тогда государю следовало задуматься – огромный дворец хорош для праздников и больших мероприятий, но для жизни он совершенно неудобен.
Но самую точную характеристику Двору дал французский писатель Жан де Лабрюйер – современник короля-солнце:
«Если смотреть на королевский Двор с точки зрения…провинции, он представляет собой изумительное зрелище. Стоит познакомиться с ним – и он теряет свое очарование».
И он же соглашался: придворные всё равно не могут покинуть Версаль, даже при всех минусах. Ведь они боятся, что король про них забудет. А значит – не станет должностей, счастливого случая получить важное назначение или оказаться в числе признанных фавориток.
#наука #франция #дворцы #интересные факты
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!