Опровергая мысль, что современное поколение не любит смотреть старое кино, «Афиша» публикует очередную порцию уникальных фильмов из наших архивов.
«Большое разочарование» Лоренса Касдана
Семеро друзей встречаются на похоронах восьмого. В конце 60-х они вместе учились в прогрессивном университете и, соответственно, мечтали о мировой революции. 15 лет спустя Гарольд (Кевин Клайн), хозяин сети спортивных магазинов, женат на Саре (Гленн Клоуз), докторе, — именно в их чудесном загородном доме последнее время квартировал покойный Алекс с юной герлфренд (Мег Тилли), в их ванной он перерезал себе вены, и там же собравшиеся остаются на поминальный уикенд. Сэм (Том Беренджер) — звезда телесериала про усатого детектива. Майкл (Джефф Голдблум) – сотрудник журнала People. Карен (ДжоБет Уилльямс) — домохозяйка с мужем-занудой и двумя детьми. Мег (Мэри Кей Плейс) — юрист без мужа и детей. Ник (Уилльям Херт) раньше давал по радио психологические советы, а теперь продает наркотики, заодно с удовольствием употребляя их сам.
«Под огнем» Роджера Споттисвуда
Трое американских военкоров — фотограф Расселл (Ник Нолте), тележурналист Алекс (Джин Хэкмен) и радиожурналистка Клэр (Джоанна Кэссиди) — в 1979 году уезжают из Чада, где война временно затихла. Алекс и Расселл дружат, Алекс любит Клэр, Клэр больше не любит Алекса, Расселл и Клэр явно нравятся друг другу. Одним словом, все трое — хотя Алекса зовут в Нью-Йорк вести новости — отправляются в Никарагуа, где «симпатичная заварушка и приличный отель».
«Ночные ястребы» Брюса Малмута
Неуловимый немецкий террорист по прозвищу Вульфгар (Рутгер Хауэр), взорвав универмаг в новогоднем Лондоне, ссорится со своими работодателями; вдобавок в распоряжении Интерпола оказывается его фотография. Вульфгар делает пластическую операцию, меняет имидж профессора-левака на что-то среднее между штандартенфюрером и брокером и улетает в Америку, чтобы сеять панику уже там.
«Одни во тьме» Джека Шолдера
Молодой психиатр Дэн Поттер (Дуайт Шульц) получает работу в соответствующем заведении, откуда уволился сотрудник, и переезжает с женой и дочерью в глубинку Нью-Джерси. Больницей, занимающей старинный особняк, руководит крайне либеральный и, кажется, сам слегка чокнутый доктор Бейн (Дональд Плезенс), который предпочитает называть пациентов «путешественниками». В решетки и смирительные рубашки он не верит, поэтому даже на четвертом этаже, где содержатся особо опасные психопаты, работают только электронная охранная система и один щуплый санитар.
«Волна преступности» Сэма Рейми
По ночному Детройту мчится автомобиль с монашками. Загримированный под Кристофера Ли палач, ухмыляясь, готовит электрический стул. Молодой человек по имени Вик (Рид Берни), осужденный за серию чудовищных убийств, пытается убедить ведущих его на смерть полицейских, что ни в чем не виноват.
«Дикая штучка» Джонатана Демми
В нью-йоркской забегаловке сидит молодой мужчина в сером костюме — с калькулятором, газетой, зонтиком, обручальным кольцом и даже, как вскоре выяснится, пейджером. Когда приносят счет, он приветливо улыбается официантке, не забыв назвать ее по имени, а потом украдкой кладет счет в карман и торопливо выходит.
«Волшебная миля» Стива Де Джарнатта
Гарри Уошелло (Энтони Эдвардс), 30-летний джазовый тромбонист, в лос-анджелесском Музее естественной истории знакомится с Джули (Мэр Уиннингем), официанткой из круглосуточного дайнера, и понимает, что это любовь его жизни. Они гуляют, потом она отправляется на смену, а он — немного поспать, чтобы встретить ее уже после работы.
«Соседи» Джона Дж. Эвилдсена
Однажды вечером Эрл Кис (Джон Белуши), унылый офисный работник средних лет, возвращается в свой скучный дом, расположенный за городом, возле болота с токсичными отходами и барахлящих линий электропередач. Эрл переключает каналы с неинтересными новостями и ждет, пока презирающая его жена (Кэтрин Уокер) приготовит ему невкусный ужин.
«Ток-радио» Оливера Стоуна
Барри Шамплейн (Эрик Богосян) каждый вечер ведет в эфире далласской радиостанции ток-шоу «Ночной разговор». Туда звонят городские сумасшедшие, скучающие пенсионеры, одинокие женщины, а особенно часто люди, которым хочется обсудить сионистский заговор, засилье чернокожих, разгул гомосексуализма и прочие несчастья, которые вкупе со СПИДом, наркотиками и безработицей вот-вот приведут Америку к апокалипсису. Шамплейн, хам, провокатор и обладатель ультралиберальных взглядов, виртуозно их унижает и бросает трубку. Они звонят снова. Иначе говоря, шоу пользуется бешеной популярностью.
«Белая собака» Сэмюэля Фуллера
Начинающая голливудская актриса Джули (Кристи МакНикол) ночью сбивает на дороге белого пса, красивую немецкую овчарку. Она отвозит его к ветеринару и, поскольку хозяин не объявляется, забирает домой. Где, естественно, быстро к нему привязывается, тем более что живет одна, и пес спасает ее от насильника.
«Чужая земля» Питера Хайамса
Недалекое будущее. На Ио, одном из спутников Юпитера, земная суперкорпорация построила титановый рудник, где работают две тысячи человек. За порядком следят несколько федеральных маршалов. Раз в неделю с космической станции ходит челнок. Полицейский О’Нил (Шон Коннери) только что прилетел с женой и сыном отбывать годовую смену.
«Фанданго» Кевина Рейнолдса
1971 год, выпускная вечеринка в техасском университете. Один из выпускников вдобавок женится. Точнее, не женится — появившись с бледным лицом на пороге, Кеннет (Сэм Робардс) сообщает, что расторг помолвку, поскольку ему только что пришла повестка в армию. Гарднер (Кевин Костнер), лучший друг Кеннета, первый парень на деревне, единственный, кто потрудился прийти в смокинге, и тоже, как выясняется, обладатель повестки, предлагает куда-нибудь немедленно напоследок прокатиться. Они садятся в родительский ретрокадиллак и едут через штат на запад, в сторону Мексики. Компанию Гарднеру и Кеннету составляют еще трое студентов. Фил (Джадд Нельсон), нытик, который собирается быть офицером. Дорман (Чак Буш), гигантских размеров молчун, будущий священник, который читает в машине Сартра и комиксы про Халка. И Лестер (Брайан Сисак), который учится на бухгалтера и всю дорогу спит.
«Волки» Майкла Уодли
В Южном Бронксе сносят трущобы, чтобы построить элитное жилье. Главный инвестор проекта, возвращаясь ночью с вечеринки, выходит прогуляться с женой в парке на Манхэттене. На них что-то нападает. Наутро у миллионера отсутствуют некоторые внутренности, голова жены с трудом держится на шее. Кисть гаитянского телохранителя из тонтон-макутов, держащая пистолет, лежит отдельно от тела.
«Подержанные автомобили» Роберта Земекиса
Руди Руссо (Курт Расселл) работает продавцом подержанных машин в затрапезной конторе под названием «Новый курс», которая принадлежит пожилому Люку Фуксу (Джек Уорден). Его коллеги — суеверный Джефф (Геррит Грэм), вечно спящий механик Джим (Фрэнк МакРей) и умная собачка. Дела идут не очень, хотя Руссо способен продать снег эскимосу. Поэтому он собирается уволиться и баллотироваться в сенат. Все, что для этого нужно, — 60 тысяч долларов, и Руди не хватает только десяти.
«Большой кайф» Джима МакБрайда
ВНовом Орлеане эпидемия смертей в криминальной среде: убита шестерка из наркомафии, потом его возможный убийца, потом убийцы убийцы и так далее. Делом занимается молодой лейтенант Реми (Деннис Куэйд), потомственный полицейский. К расследованию в полиции относятся со здоровым юмором, и вообще атмосфера в участке расслабленная: в подчинении у Реми женщина в галстуке, человек в парике и веселый толстяк (Джон Гудман), а начальник (Нед Битти) вот-вот женится на его матери (Грейс Забриски).
«Победитель дракона» Мэттью Роббинса
Раннее Cредневековье — так называемые «Темные века» — где-то на Британских островах, оставленных римлянами. К пожилому чародею Ульриху (Ральф Ричардсон) — последнему, судя по всему, из действующих волшебников — приходит делегация из далекого маленького королевства во главе с бойким юношей (Кейтлин Кларк), в котором трудно не узнать бойкую девушку. В королевстве завелся дракон по имени Вермитракс Уничижительный, который еще не спалил все дотла только потому, что ему раз в полгода дарят девственницу, избранную путем лотереи. Но это, в принципе, тоже никуда не годится.
«Все меняется» Дэвида Мэмета
Чикагскому чистильщику обуви по имени Джино (Дон Амичи) — немногословному старому итальянцу с печальными усами и аристократической выправкой — мафия делает предложение: взять на себя вину за убийство. Настоящего убийцу кто-то видел, и он чрезвычайно на него похож. Джино обещают, что он отсидит каких-то три года и выйдет на свободу богачом.
«Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении» У.Д.Рихтера
Сын японца и американки, рано оставшийся сиротой, Бакару Банзай (Питер Уэллер) — блестящий нейрохирург, выдающийся физик, мастер боевых искусств и рок-звезда. Штаб-квартира Бакару находится в Нью-Джерси, в исследовательском центре под названием Институт Банзая. Ближайшие сподвижники героя — четверо невероятно модных и почти таких же разносторонних, как он сам, участников рок-группы «Гонконгские всадники», к которым вот-вот присоединится пятый — доктор-ковбой по прозвищу Нью-Джерси (Джефф Голдблум). Кроме того, у них множество добровольных помощников и поклонников — даже президент США не стесняется звонить Банзаю за советом. Что касается личной жизни, то жена Бакару когда-то погибла при трагических (скорее всего) обстоятельствах, но на горизонте удачно появляется ее сестра-близнец Пенни Придди (Эллен Баркин).
«Скандал» Майкла Кейтона-Джонса
1959 год, Лондон. Жовиальный мужчина средних лет в костюме с Сэвил-Роу стоит на перекрестке и, с удовольствием втягивая сигаретный дым, смотрит, как мимо плывет на велосипеде девушка в легком платье. Это Стивен Уорд (Джон Херт), остеопат. Благодаря полезной профессии и бескрайнему обаянию Уорд — важная светская фигура. Он дружен с министрами, дипломатами и сотрудниками MI5, лорды оставляют ему ключи от своих загородных вилл. Главная слабость доктора — юные красавицы, он охотно знакомится с ними сам и великодушно знакомит своих влиятельных, но более скованных обстоятельствами приятелей.
«Луна над Парадором» Пола Мазурски
Джек Ноа (Ричард Дрейфусс), нью-йоркский актер средней руки в вечном поиске работы, снимается в латиноамериканском государстве Парадор в дешевом триллере «Кровь на площади». Парадор — в меру кровавая диктатура, как положено, негласно опекаемая ЦРУ. Формально страной руководит Альфонс Симмс — человечек в военном мундире, который интересуется исключительно женщинами и выпивкой. На практике всем заправляет его советник Страусман (Рауль Хулиа), улыбчивый гестаповец с гарвардской степенью.
«Бег на месте» Сидни Люмета
Взъерошенный подросток в очках (Ривер Феникс) доигрывает с одноклассниками в бейсбол и отправляется на велосипеде домой. По дороге он замечает две машины с мужчинами в костюмах. Через несколько минут семья Поуп садится в «минивэн» и уезжает из городка навсегда — оставив работу, школу, знакомых, вещи, собаку.
«Как создать идеал» Сьюзан Зейдельман
Флоридская пиарщица Фрэнки Стоун (Энн Магнусон), расставшись со своим главным клиентом и по совместительству лживым бойфрендом, сенатором Маркусом (Бен Мастерс), получает новый заказ: заняться рекламным продвижением андроида Улисса (Джон Малкович). Заказчик — Институт высоких технологий при НАСА, который для начала собирается послать Улисса в космос на 7 лет. Андроида по своему образу и подобию создал гениальный молодой ученый (Джон Малкович); правда, если демиург — асоциальный зануда, то его творение жадно обучается жизни и первым делом хватает консультанта по имиджу за грудь.
«Иштар» Элейн Мей
Лайл и Чак долго шагали по жизни порознь — на пятом десятке один водил грузовичок с мороженым, другой пел «That’s Amore» в ресторанах, — но однажды они встретились и решили реализовать их общую мечту, стать вторыми Саймоном и Гарфанкелем. Агент, послушав программу, предлагает две реалистичные опции: ангажемент в Гондурасе, в гостинице для американских журналистов, или три месяца в Марокко, в заведении под названием «Chez Casablanca». Лайл и Чак выбирают второе и оказываются в центре интриг вокруг выдуманной страны Иштар, дружественной США тирании, расположенной по соседству с Марокко. Героями интересуется и ЦРУ в лице дружелюбного мужчины в костюме (Чарлз Гродин), и иштарское вооруженное подполье, представленное красавицей, вечно переодетой мальчиком (Изабель Аджани). Все разыскивают древний пергамент, согласно которому в Иштар придут два посланца Аллаха и кровавый режим эмира падет.
«Общество» Брайана Юзны
17-летний Билл (Билли Уорлок) живет в Беверли-Хиллз в богатой семье, катается в открытом джипе, играет в баскетбол, встречается с блондинкой-чирлидершей и баллотируется в президенты класса. Параллельно он ходит к психоаналитику: Биллу кажется, что улыбчивые родители и очаровательная сестра что-то от него скрывают, и вообще какие-то странные. Психоаналитик сочувственно слушает подростка, хлопает его по плечу и объясняет, что в его возрасте это нормально.
«Лунный свет» Ежи Сколимовского
13 декабря 1981 года в Польской Народной Республике было введено военное положение — недавно ставший премьером генерал Ярузельский, утомленный профсоюзными забастовками, в конце концов отправил на улицы танки. «Солидарность» была временно разгромлена, тысячи активистов во главе с Валенсой задержаны.
«Потерянные в Америке» Альберта Брукса
Лос-анджелесский рекламщик Дэвид Ховард (Альберт Брукс) не может заснуть и не дает спать своей жене Линде (Джули Хагерти). Завтра большой день: в агентстве, где Дэвид работает восемь лет, его наконец должны повысить до старшего вице-президента. Они продают дом — чтобы переехать в более просторный. Дэвид занудно, но с явным удовольствием обсуждает по телефону с дилером покупку «мерседеса», торгуясь насчет кожи в салоне.
«Правдивые истории» Дэвида Бирна
Худощавый молодой мужчина (Дэвид Бирн) на красном кабриолете Chrysler в купленной по такому случаю стетсоновской шляпе въезжает в городок Верджил, штат Техас. На дворе 1986 год, Техас отмечает 150-летие своей независимости. В Верджиле, в частности, со дня на день пройдет Celebration of Specialness — празднование уникальности или даже инаковости этого скромного населенного пункта, с уличным парадом и выступлением местных талантов.
«Нация пришельцев» Грэма Бейкера
1991 год, Лос-Анджелес. Три года назад в Америке приземлилась гигантская летающая тарелка. На борту было 300000 гуманоидов, предназаченных не для завоевания Земли, а, напротив, для тяжелого труда в любых условиях — иначе говоря, рабов. Президент Рейган их поприветствовал, для порядка их подержали в карантине, а потом отпустили. Пришельцы выучили английский, устроились на малооплачиваемые работы, обжили гетто, пошли в школы. На телевидении их называли «новоприбывшие», на улице прижилось жаргонное словечко «шлак».
«Мой лучший год» Ричарда Бенджамина
«1954 год. Таких больше не делают», — сообщает время действия закадровый голос. Он принадлежит Бенджи Стоуну (Марк Линн-Бейкер) — Бенджамину Стайнбергу по паспорту — располагающему к себе молодому человеку, работающему младшим автором на комедийном телешоу. Гость ближайшего выпуска — Алан Суонн (Питер О’Тул), стареющая звезда фильмов плаща и шпаги, высоченный тощий ирландец с мерзкими усиками, знаменитый своим распутством и алкоголизмом. Бенджи поручают опекать Суонна — иначе говоря, следить, чтобы тот явился более или менее трезвым сперва на репетицию, а потом на прямой эфир.
«Сукин сын» Блейка Эдвардса
Оригинальное название, аббревиатура S.O.B., по ходу фильма расшифровывается как «standard operational bullshit» — очковтирательство, иначе говоря. Но соблазн прочесть в нем оскорбление, конечно, понятен —эта картина, можно сказать, снята в специальном жанре: фильм-оскорбление. Причем «son of a bitch» тут видится скорее не определением, а междометием, как в английском порой и употребляется. Поэтому идеальный, пожалуй, перевод названия — трехбуквенное же «***» (экспрессивное междометие. — Прим. ред.).
«Зазубренное лезвие» Ричарда Маркуанда
В своем загородном доме на берегу океана убита светская красавица Пейдж Форрестер, когда-то получившая по наследству издательскую империю. Убийца — мужчина в лыжной маске — связал ее, изрезал охотничьим ножом с зазубренным лезвием и кровью написал на стене «сука». Кроме того, он прикончил служанку и, по-видимому, ударил чем-то по голове подоспевшего мужа.
«Интимные услуги» Терри Джонса
Кристин Пейнтер (Джули Уолтерс) крутится как может: работает официанткой, убирает и пересдает комнаты в лондонском клоповнике, спит с добродушным богатым толстяком. Но сын, как-то случайно образовавшийся в юности, учится в частной школе, и денег все равно не хватает. Приятельницы-квартиросъемщицы Кристин заняты проституцией: Ширли (Ширли Стелфокс) — заслуженный специалист по ролевым играм, Долли (Дэнни Шиллер), уютная старушонка с секретом, отвечает на звонки и ведает финансами. И вот однажды хихикающая Кристин обнаруживает себя в комнатке с застенчивым джентльменом, которому она должна сделать «полировку», хотя не вполне представляет, что именно имеется в виду.
«В ночи» Джона Лэндиса
Это один из тех фильмов, которые можно датировать за пару секунд, включив в любом месте — не столько, кажется, по костюмам и прическам, сколько по выражению лиц. Неуловимо растерянных лиц обитателей 80-х, странного, словно лишнего десятилетия, которое раскинулось в картине Лэндиса на всю ширину своих накладных плеч.