Найти в Дзене
Афиша

Что посмотреть из старого кино?Позабытые фильмы из 1980-х

Оглавление

Опровергая мысль, что современное поколение не любит смотреть старое кино, «Афиша» публикует очередную порцию уникальных фильмов из наших архивов.

«Большое разочарование» Лоренса Касдана

Семеро друзей встречаются на похоронах восьмого. В конце 60-х они вместе учились в прогрессивном университете и, соответственно, мечтали о мировой революции. 15 лет спустя Гарольд (Кевин Клайн), хозяин сети спортивных магазинов, женат на Саре (Гленн Клоуз), докторе, — именно в их чудесном загородном доме последнее время квартировал покойный Алекс с юной герлфренд (Мег Тилли), в их ванной он перерезал себе вены, и там же собравшиеся остаются на поминальный уикенд. Сэм (Том Беренджер) — звезда телесериала про усатого детектива. Майкл (Джефф Голдблум) – сотрудник журнала People. Карен (ДжоБет Уилльямс) — домохозяйка с мужем-занудой и двумя детьми. Мег (Мэри Кей Плейс) — юрист без мужа и детей. Ник (Уилльям Херт) раньше давал по радио психологические советы, а теперь продает наркотики, заодно с удовольствием употребляя их сам.

«Под огнем» Роджера Споттисвуда

-2

Трое американских военкоров — фотограф Расселл (Ник Нолте), тележурналист Алекс (Джин Хэкмен) и радиожурналистка Клэр (Джоанна Кэссиди) — в 1979 году уезжают из Чада, где война временно затихла. Алекс и Расселл дружат, Алекс любит Клэр, Клэр больше не любит Алекса, Расселл и Клэр явно нравятся друг другу. Одним словом, все трое — хотя Алекса зовут в Нью-Йорк вести новости — отправляются в Никарагуа, где «симпатичная заварушка и приличный отель».

«Ночные ястребы» Брюса Малмута

-3

Неуловимый немецкий террорист по прозвищу Вульфгар (Рутгер Хауэр), взорвав универмаг в новогоднем Лондоне, ссорится со своими работодателями; вдобавок в распоряжении Интерпола оказывается его фотография. Вульфгар делает пластическую операцию, меняет имидж профессора-левака на что-то среднее между штандартенфюрером и брокером и улетает в Америку, чтобы сеять панику уже там.

«Одни во тьме» Джека Шолдера

-4

Молодой психиатр Дэн Поттер (Дуайт Шульц) получает работу в соответствующем заведении, откуда уволился сотрудник, и переезжает с женой и дочерью в глубинку Нью-Джерси. Больницей, занимающей старинный особняк, руководит крайне либеральный и, кажется, сам слегка чокнутый доктор Бейн (Дональд Плезенс), который предпочитает называть пациентов «путешественниками». В решетки и смирительные рубашки он не верит, поэтому даже на четвертом этаже, где содержатся особо опасные психопаты, работают только электронная охранная система и один щуплый санитар.

«Волна преступности» Сэма Рейми

-5

По ночному Детройту мчится автомобиль с монашками. Загримированный под Кристофера Ли палач, ухмыляясь, готовит электрический стул. Молодой человек по имени Вик (Рид Берни), осужденный за серию чудовищных убийств, пытается убедить ведущих его на смерть полицейских, что ни в чем не виноват.

«Дикая штучка» Джонатана Демми

-6

В нью-йоркской забегаловке сидит молодой мужчина в сером костюме — с калькулятором, газетой, зонтиком, обручальным кольцом и даже, как вскоре выяснится, пейджером. Когда приносят счет, он приветливо улыбается официантке, не забыв назвать ее по имени, а потом украдкой кладет счет в карман и торопливо выходит.

«Волшебная миля» Стива Де Джарнатта

-7

Гарри Уошелло (Энтони Эдвардс), 30-летний джазовый тромбонист, в лос-анджелесском Музее естественной истории знакомится с Джули (Мэр Уиннингем), официанткой из круглосуточного дайнера, и понимает, что это любовь его жизни. Они гуляют, потом она отправляется на смену, а он — немного поспать, чтобы встретить ее уже после работы.

«Соседи» Джона Дж. Эвилдсена

-8

Однажды вечером Эрл Кис (Джон Белуши), унылый офисный работник средних лет, возвращается в свой скучный дом, расположенный за городом, возле болота с токсичными отходами и барахлящих линий электропередач. Эрл переключает каналы с неинтересными новостями и ждет, пока презирающая его жена (Кэтрин Уокер) приготовит ему невкусный ужин.

«Ток-радио» Оливера Стоуна

-9

Барри Шамплейн (Эрик Богосян) каждый вечер ведет в эфире далласской радиостанции ток-шоу «Ночной разговор». Туда звонят городские сумасшедшие, скучающие пенсионеры, одинокие женщины, а особенно часто люди, которым хочется обсудить сионистский заговор, засилье чернокожих, разгул гомосексуализма и прочие несчастья, которые вкупе со СПИДом, наркотиками и безработицей вот-вот приведут Америку к апокалипсису. Шамплейн, хам, провокатор и обладатель ультралиберальных взглядов, виртуозно их унижает и бросает трубку. Они звонят снова. Иначе говоря, шоу пользуется бешеной популярностью.

«Белая собака» Сэмюэля Фуллера

-10

Начинающая голливудская актриса Джули (Кристи МакНикол) ночью сбивает на дороге белого пса, красивую немецкую овчарку. Она отвозит его к ветеринару и, поскольку хозяин не объявляется, забирает домой. Где, естественно, быстро к нему привязывается, тем более что живет одна, и пес спасает ее от насильника.

«Чужая земля» Питера Хайамса

-11

Недалекое будущее. На Ио, одном из спутников Юпитера, земная суперкорпорация построила титановый рудник, где работают две тысячи человек. За порядком следят несколько федеральных маршалов. Раз в неделю с космической станции ходит челнок. Полицейский О’Нил (Шон Коннери) только что прилетел с женой и сыном отбывать годовую смену.

«Фанданго» Кевина Рейнолдса

-12

1971 год, выпускная вечеринка в техасском университете. Один из выпускников вдобавок женится. Точнее, не женится — появившись с бледным лицом на пороге, Кеннет (Сэм Робардс) сообщает, что расторг помолвку, поскольку ему только что пришла повестка в армию. Гарднер (Кевин Костнер), лучший друг Кеннета, первый парень на деревне, единственный, кто потрудился прийти в смокинге, и тоже, как выясняется, обладатель повестки, предлагает куда-нибудь немедленно напоследок прокатиться. Они садятся в родительский ретрокадиллак и едут через штат на запад, в сторону Мексики. Компанию Гарднеру и Кеннету составляют еще трое студентов. Фил (Джадд Нельсон), нытик, который собирается быть офицером. Дорман (Чак Буш), гигантских размеров молчун, будущий священник, который читает в машине Сартра и комиксы про Халка. И Лестер (Брайан Сисак), который учится на бухгалтера и всю дорогу спит.

«Волки» Майкла Уодли

-13

В Южном Бронксе сносят трущобы, чтобы построить элитное жилье. Главный инвестор проекта, возвращаясь ночью с вечеринки, выходит прогуляться с женой в парке на Манхэттене. На них что-то нападает. Наутро у миллионера отсутствуют некоторые внутренности, голова жены с трудом держится на шее. Кисть гаитянского телохранителя из тонтон-макутов, держащая пистолет, лежит отдельно от тела.

«Подержанные автомобили» Роберта Земекиса

-14

Руди Руссо (Курт Расселл) работает продавцом подержанных машин в затрапезной конторе под названием «Новый курс», которая принадлежит пожилому Люку Фуксу (Джек Уорден). Его коллеги — суеверный Джефф (Геррит Грэм), вечно спящий механик Джим (Фрэнк МакРей) и умная собачка. Дела идут не очень, хотя Руссо способен продать снег эскимосу. Поэтому он собирается уволиться и баллотироваться в сенат. Все, что для этого нужно, — 60 тысяч долларов, и Руди не хватает только десяти.

«Большой кайф» Джима МакБрайда

-15

ВНовом Орлеане эпидемия смертей в криминальной среде: убита шестерка из наркомафии, потом его возможный убийца, потом убийцы убийцы и так далее. Делом занимается молодой лейтенант Реми (Деннис Куэйд), потомственный полицейский. К расследованию в полиции относятся со здоровым юмором, и вообще атмосфера в участке расслабленная: в подчинении у Реми женщина в галстуке, человек в парике и веселый толстяк (Джон Гудман), а начальник (Нед Битти) вот-вот женится на его матери (Грейс Забриски).

«Победитель дракона» Мэттью Роббинса

-16

Раннее Cредневековье — так называемые «Темные века» — где-то на Британских островах, оставленных римлянами. К пожилому чародею Ульриху (Ральф Ричардсон) — последнему, судя по всему, из действующих волшебников — приходит делегация из далекого маленького королевства во главе с бойким юношей (Кейтлин Кларк), в котором трудно не узнать бойкую девушку. В королевстве завелся дракон по имени Вермитракс Уничижительный, который еще не спалил все дотла только потому, что ему раз в полгода дарят девственницу, избранную путем лотереи. Но это, в принципе, тоже никуда не годится.

«Все меняется» Дэвида Мэмета

-17

Чикагскому чистильщику обуви по имени Джино (Дон Амичи) — немногословному старому итальянцу с печальными усами и аристократической выправкой — мафия делает предложение: взять на себя вину за убийство. Настоящего убийцу кто-то видел, и он чрезвычайно на него похож. Джино обещают, что он отсидит каких-то три года и выйдет на свободу богачом.

«Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении» У.Д.Рихтера

-18

Сын японца и американки, рано оставшийся сиротой, Бакару Банзай (Питер Уэллер) — блестящий нейрохирург, выдающийся физик, мастер боевых искусств и рок-звезда. Штаб-квартира Бакару находится в Нью-Джерси, в исследовательском центре под названием Институт Банзая. Ближайшие сподвижники героя — четверо невероятно модных и почти таких же разносторонних, как он сам, участников рок-группы «Гонконгские всадники», к которым вот-вот присоединится пятый — доктор-ковбой по прозвищу Нью-Джерси (Джефф Голдблум). Кроме того, у них множество добровольных помощников и поклонников — даже президент США не стесняется звонить Банзаю за советом. Что касается личной жизни, то жена Бакару когда-то погибла при трагических (скорее всего) обстоятельствах, но на горизонте удачно появляется ее сестра-близнец Пенни Придди (Эллен Баркин).

«Скандал» Майкла Кейтона-Джонса

-19

1959 год, Лондон. Жовиальный мужчина средних лет в костюме с Сэвил-Роу стоит на перекрестке и, с удовольствием втягивая сигаретный дым, смотрит, как мимо плывет на велосипеде девушка в легком платье. Это Стивен Уорд (Джон Херт), остеопат. Благодаря полезной профессии и бескрайнему обаянию Уорд — важная светская фигура. Он дружен с министрами, дипломатами и сотрудниками MI5, лорды оставляют ему ключи от своих загородных вилл. Главная слабость доктора — юные красавицы, он охотно знакомится с ними сам и великодушно знакомит своих влиятельных, но более скованных обстоятельствами приятелей.

«Луна над Парадором» Пола Мазурски

-20

Джек Ноа (Ричард Дрейфусс), нью-йоркский актер средней руки в вечном поиске работы, снимается в латиноамериканском государстве Парадор в дешевом триллере «Кровь на площади». Парадор — в меру кровавая диктатура, как положено, негласно опекаемая ЦРУ. Формально страной руководит Альфонс Симмс — человечек в военном мундире, который интересуется исключительно женщинами и выпивкой. На практике всем заправляет его советник Страусман (Рауль Хулиа), улыбчивый гестаповец с гарвардской степенью.

«Бег на месте» Сидни Люмета

-21

Взъерошенный подросток в очках (Ривер Феникс) доигрывает с одноклассниками в бейсбол и отправляется на велосипеде домой. По дороге он замечает две машины с мужчинами в костюмах. Через несколько минут семья Поуп садится в «минивэн» и уезжает из городка навсегда — оставив работу, школу, знакомых, вещи, собаку.

«Как создать идеал» Сьюзан Зейдельман

-22

Флоридская пиарщица Фрэнки Стоун (Энн Магнусон), расставшись со своим главным клиентом и по совместительству лживым бойфрендом, сенатором Маркусом (Бен Мастерс), получает новый заказ: заняться рекламным продвижением андроида Улисса (Джон Малкович). Заказчик — Институт высоких технологий при НАСА, который для начала собирается послать Улисса в космос на 7 лет. Андроида по своему образу и подобию создал гениальный молодой ученый (Джон Малкович); правда, если демиург — асоциальный зануда, то его творение жадно обучается жизни и первым делом хватает консультанта по имиджу за грудь.

«Иштар» Элейн Мей

-23

Лайл и Чак долго шагали по жизни порознь — на пятом десятке один водил грузовичок с мороженым, другой пел «That’s Amore» в ресторанах, — но однажды они встретились и решили реализовать их общую мечту, стать вторыми Саймоном и Гарфанкелем. Агент, послушав программу, предлагает две реалистичные опции: ангажемент в Гондурасе, в гостинице для американских журналистов, или три месяца в Марокко, в заведении под названием «Chez Casablanca». Лайл и Чак выбирают второе и оказываются в центре интриг вокруг выдуманной страны Иштар, дружественной США тирании, расположенной по соседству с Марокко. Героями интересуется и ЦРУ в лице дружелюбного мужчины в костюме (Чарлз Гродин), и иштарское вооруженное подполье, представленное красавицей, вечно переодетой мальчиком (Изабель Аджани). Все разыскивают древний пергамент, согласно которому в Иштар придут два посланца Аллаха и кровавый режим эмира падет.

«Общество» Брайана Юзны

-24

17-летний Билл (Билли Уорлок) живет в Беверли-Хиллз в богатой семье, катается в открытом джипе, играет в баскетбол, встречается с блондинкой-чирлидершей и баллотируется в президенты класса. Параллельно он ходит к психоаналитику: Биллу кажется, что улыбчивые родители и очаровательная сестра что-то от него скрывают, и вообще какие-то странные. Психоаналитик сочувственно слушает подростка, хлопает его по плечу и объясняет, что в его возрасте это нормально.

«Лунный свет» Ежи Сколимовского

-25

13 декабря 1981 года в Польской Народной Республике было введено военное положение — недавно ставший премьером генерал Ярузельский, утомленный профсоюзными забастовками, в конце концов отправил на улицы танки. «Солидарность» была временно разгромлена, тысячи активистов во главе с Валенсой задержаны.

«Потерянные в Америке» Альберта Брукса

-26

Лос-анджелесский рекламщик Дэвид Ховард (Альберт Брукс) не может заснуть и не дает спать своей жене Линде (Джули Хагерти). Завтра большой день: в агентстве, где Дэвид работает восемь лет, его наконец должны повысить до старшего вице-президента. Они продают дом — чтобы переехать в более просторный. Дэвид занудно, но с явным удовольствием обсуждает по телефону с дилером покупку «мерседеса», торгуясь насчет кожи в салоне.

«Правдивые истории» Дэвида Бирна

-27

Худощавый молодой мужчина (Дэвид Бирн) на красном кабриолете Chrysler в купленной по такому случаю стетсоновской шляпе въезжает в городок Верджил, штат Техас. На дворе 1986 год, Техас отмечает 150-летие своей независимости. В Верджиле, в частности, со дня на день пройдет Celebration of Specialness — празднование уникальности или даже инаковости этого скромного населенного пункта, с уличным парадом и выступлением местных талантов.

«Нация пришельцев» Грэма Бейкера

-28

1991 год, Лос-Анджелес. Три года назад в Америке приземлилась гигантская летающая тарелка. На борту было 300000 гуманоидов, предназаченных не для завоевания Земли, а, напротив, для тяжелого труда в любых условиях — иначе говоря, рабов. Президент Рейган их поприветствовал, для порядка их подержали в карантине, а потом отпустили. Пришельцы выучили английский, устроились на малооплачиваемые работы, обжили гетто, пошли в школы. На телевидении их называли «новоприбывшие», на улице прижилось жаргонное словечко «шлак».

«Мой лучший год» Ричарда Бенджамина

-29

«1954 год. Таких больше не делают», — сообщает время действия закадровый голос. Он принадлежит Бенджи Стоуну (Марк Линн-Бейкер) — Бенджамину Стайнбергу по паспорту — располагающему к себе молодому человеку, работающему младшим автором на комедийном телешоу. Гость ближайшего выпуска — Алан Суонн (Питер О’Тул), стареющая звезда фильмов плаща и шпаги, высоченный тощий ирландец с мерзкими усиками, знаменитый своим распутством и алкоголизмом. Бенджи поручают опекать Суонна — иначе говоря, следить, чтобы тот явился более или менее трезвым сперва на репетицию, а потом на прямой эфир.

«Сукин сын» Блейка Эдвардса

-30

Оригинальное название, аббревиатура S.O.B., по ходу фильма расшифровывается как «standard operational bullshit» — очковтирательство, иначе говоря. Но соблазн прочесть в нем оскорбление, конечно, понятен —эта картина, можно сказать, снята в специальном жанре: фильм-оскорбление. Причем «son of a bitch» тут видится скорее не определением, а междометием, как в английском порой и употребляется. Поэтому идеальный, пожалуй, перевод названия — трехбуквенное же «***» (экспрессивное междометие. — Прим. ред.).

«Зазубренное лезвие» Ричарда Маркуанда

-31

В своем загородном доме на берегу океана убита светская красавица Пейдж Форрестер, когда-то получившая по наследству издательскую империю. Убийца — мужчина в лыжной маске — связал ее, изрезал охотничьим ножом с зазубренным лезвием и кровью написал на стене «сука». Кроме того, он прикончил служанку и, по-видимому, ударил чем-то по голове подоспевшего мужа.

«Интимные услуги» Терри Джонса

-32

Кристин Пейнтер (Джули Уолтерс) крутится как может: работает официанткой, убирает и пересдает комнаты в лондонском клоповнике, спит с добродушным богатым толстяком. Но сын, как-то случайно образовавшийся в юности, учится в частной школе, и денег все равно не хватает. Приятельницы-квартиросъемщицы Кристин заняты проституцией: Ширли (Ширли Стелфокс) — заслуженный специалист по ролевым играм, Долли (Дэнни Шиллер), уютная старушонка с секретом, отвечает на звонки и ведает финансами. И вот однажды хихикающая Кристин обнаруживает себя в комнатке с застенчивым джентльменом, которому она должна сделать «полировку», хотя не вполне представляет, что именно имеется в виду.

«В ночи» Джона Лэндиса

-33

Это один из тех фильмов, которые можно датировать за пару секунд, включив в любом месте — не столько, кажется, по костюмам и прическам, сколько по выражению лиц. Неуловимо растерянных лиц обитателей 80-х, странного, словно лишнего десятилетия, которое раскинулось в картине Лэндиса на всю ширину своих накладных плеч.