Культурные ценности – труднообъяснимое, с точки зрения категорий материального мира, понятие. На первый взгляд может показаться, что это некие предметы, имеющие художественную ценность, утрата которых приведёт к значительным финансовым потерям и эмоциональным страданиям. На самом деле, для понимания глубины понимания «культурных ценностей» следует рассмотреть значения этих слов.
Культура – включает в себя всё многообразие видов самовыражения, воспринимаемое отдельным человеком и обществом как субъективно, так и объективно. Практически любой результат деятельности может рассматриваться как проявление культуры, если он будет иметь какую-либо ценность. Например, выточенная на станке деталь может иметь идентичную ценность с написанной картиной или музыкальным произведением, если рассматривать их как ценный для кого-либо результат труда.
Ценности – философское понятие, определяемое как необходимое для жизни человека явление, утрата которого приводит к моральным страданиям и действиям по возвращению утраченного. Например, похищение автомобиля может принести идентичные страдания с утерей ювелирного украшения, если эти предметы были одинаково ценны для владельцев.
Традиционно под культурными ценностями подразумеваются произведения искусства, музыкальные произведения, а также предметы фольклора или обычаи, передаваемые из поколения в поколение на протяжении многих веков. Важной отличительной чертой культурных ценностей является неизменность качественных характеристик предметов и форм в любом их проявлении. Закономерно, что культурные ценности неразрывно связаны с народом, населяющим определенную территорию. При этом, существует ряд явлений имеющих общемировую ценность, утрата которых будет считать невосполнимой для всего человечества.
Но у культурных ценностей, как и у любого другого явления есть истоки – первые созданные человеком произведения искусства или предметы, положившие начало идентификации нации.
Самыми древними произведениями искусства считаются наскальные рисунки первобытных людей обнаруженные в кастровых пещерах Марос и Панкеп индонезийской провинции Южный Сулавеси. На скале, 45500 лет назад, художник изобразил домашних животных.
В пещере Шове на юге Франции на стенах разместились более 435 изображений животных, средний возраст рисунков оценивается в 36000 лет.
Всем известны:
· произведения искусства древнего Египта, хотя многие предметы для современников были предметами быта, а культурную ценность пробрели спустя тысячелетия, когда стали достоянием археологических исследований;
· китайский фарфор эпохи династии Хань;
· скульптура Аполлона Бельведерского;
· портрет Джоконды;
· «Маленькая ночная серенада» Моцарта;
· икона «Живоначальная троица» Андрея Рублёва;
· пасхальные яйца работы Фаберже.
Это «капля в море» произведений искусства являющихся достоянием мировой культуры. Но есть нечто общее, объединяющее такие разные жанры самовыражения художников разных эпох – это то, что является источником вдохновения творческих людей, то, что заставляет человека создать явление способное пережить века, при этом, отражать эпоху, идентифицировать автора, народ.
Каковы истоки российской культуры?
Как и в приведенных примерах, источники вдохновения наших предков находились в природе. Если всмотреться в узоры Хохломской росписи или изделия Гжельских мастеров – в них ярко видны мотивы русской зимы и растительные сюжеты средней полосы России, украшенные и стилизованные под определённый замысел автора.
В глиняных статуэтках Дымковских мастеров нашёл отражение быт народа. Образы представителей разных сословий, наряду с детскими игрушками в форме свистулек в виде домашних животных, создают самобытную палитру Вятского региона.
В Каслинском чугунном литье отражена природа Урала. Словно герои сказок Бажова оживают в литых статуэтках – настолько изящно они выполнены.
А ещё: Жостовские подносы, Павло-Посадские и Оренбургские платки, Вологодские кружева – вот далеко неполный перечень народных промыслов, по художественной ценности равные произведениям искусства, в истоках которых, наряду с мастерством художников, стоит уникальная природа России.
Православная вера – следующий источник культурного кода россиян. Русская школа иконописи формировалась на протяжении тысячелетней истории Руси. Первым известным иконописцем считается преподобный отец - иконник Алипий, работавший в Киево-Печёрской лавре. Авторство многих знаменитых икон не установлено. Набольший вклад в иконопись внёс Андрей Рублёв. Также, образ Христа занимает центральное место в работах Александра Иванова (середина XIX века).
Русский язык – следующий источник национальных ценностей России. Рождённый из старославянских наречий, сформированный в VIII веке одновременно с письменностью Кириллом и Мефдоием – язык по сей день постоянно развивается. В литературных произведениях Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского отражена не только история российского государства, но и человеческие ценности присущие населению страны: готовность к самопожертвованию ради отчизны, соборность, трудолюбие.
Мировоззрение, знания и навыки – ментальная преемственность, ещё один источник культурных ценностей. Представления о добре и зле, сформированные на сюжетах русских народных сказок, в которых даже отрицательные герои вызывают жалость, не воспитывают человеконенавистничество и нетерпимость по какому-либо признаку. Сострадание к ближнему, готовность прийти на помощь – качества, которые передаются между поколениями и являются культовыми для русских людей.
В современном мире трудно найти государство, сохранившее ценностные ориентиры на протяжении веков в неизменном виде. Тем более, бережно сохранившие истоки национальной культуры и идентичности.
Всё чаще нас пытаются убедить в неважности культурного наследия для современников, насаждая мультикультурализм, как модель общества завтрашнего дня. И чем более активно предпринимаются попытки навязать нетрадиционное мировоззрение, тем бесценнее становятся знания и навыки, доставшиеся нам от предков.