Оглавление
- Флоренция
Для Рафаэля, с его любовью ко всему прекрасному, с его жаждой учиться, Флоренция олицетворяла тех, кого он давно и страстно желал увидеть. Наконец его мечта исполнилась. Одна благородная женщина из Урбино дала ему письмо, адресованное правителю Флоренции, в котором она выражала надежду, что молодому художнику будет позволено увидеть все художественные сокровища города. Первый день 1505 года приветствовал Рафаэля во Флоренции, в центре изобразительных искусств Италии.
Микеланджело и да Винчи только что закончили свои этюды фресок для городской ратуши, ”Купание солдат” (The Bathing Soldiers), ”Битва штандартов” (The Battle of the Standard), и они были выставлены на всеобщее обозрение. Их изучала вся Флоренция, и мы можем быть уверены, что в этой толчее Рафаэль был восторженным участником. Пока он находился здесь, он нарисовал несколько картин. Среди них была ”Мадонна эрцгерцога” (Madonna), самая простая из всех его Мадонн: просто приятная молодая мать с ребёнком в руках. Она и сейчас находится во Флоренции, и сегодня, так же, как и тогда, люди смотрят на неё и говорят, что эрцгерцог, который повсюду возил с собой эту жемчужину, знал толк в прекрасном.
В этот раз Рафаэль недолго оставался во Флоренции, он скоро вернулся в Перуджу. Его следующий приезд во Флоренцию был более продолжительным. В эти годы, с 1506 по 1508 год, он написал многие из своих самых известных картин. Изучая работы Рафаэля, вы никогда не должны терять интерес к прекрасной Мадонне; говорят, что он нарисовал их сотню, так ему нравилась эта тема, и так удачно он показывал ребёнка Иисуса и его прелестную мать. Некоторые из его лучших Мадонн принадлежат как раз к этому периоду. Давайте взглянем на нескольких из них.
На одной из них, которая называется ”Мадонна со щеглом”(«Madonna of the Goldfinch»), изображена сидящая Мадонна с ребёнком Иисусом у её коленей и маленьким Иоанном, дающим ему щегла, которого он нежно ласкает. Взгляд Мадонны опущен; лицо у неё утончённое, округлое, какие всегда вызывают умиление, и мальчики — это настоящие живые дети, всегда готовые на шалости.
На другой картине, которая называется ”Мадонна на лугу” (”The Madonna of the Medow”). На переднем плане изображена Дева с двумя играющими подле неё детьми; фоном служат нежные линии отлогих холмов.
Мы также не должны забывать о принадлежащей к этому периоду прекрасной Мадонне в саду (”Madonna of the Garden”), которая сейчас висит в Лувре, картинной галерее Парижа. Как и все его величайшие Мадонны, Дева и дети отличаются необыкновенной красотой. Это законченное произведение искусства, написанное в таком нежном, трогательном стиле, что для того, чтобы увидеть эту исключительную цветовую гамму, вы можете с лёгкостью представить себе, как она неуловимо тает в свечении великолепного заката.
Когда мы говорим об умении Рафаэля работать с цветом, очевидно, будет интересно привлечь ваше внимание к одному замечательному факту, касающемуся его живописных полотен. Он кладёт краску на холст таким тонким слоем, что иногда мы можем проследить за линиями наброска, идущими под верхним слоем, тем не менее, его краски остаются такими чистыми и прекрасными, что он считается одним из величайших мастеров цвета в мире. В следующий раз, когда вы увидите картину, написанную масляными красками, обратите внимание, насколько толстым, или, наоборот, тонким слоем положена краска, и затем вспомните то, что мы рассказали вам о рафаэлевском методе наложения красок.
Журнал Розмари