Два молодых человека посватались одновременно. Княжна Наталья Щербатова была удивительно хороша! Но она не торопилась с ответом и оказалась меж двух огней. Семья настойчиво просила Наталью определиться: ведь время шло, а княжеский кошелёк был по-прежнему пуст.
Дочь-красавица в знатной семье! Князь Дмитрий Щербатов в отношении Натальи строил наиболее смелые планы. Расточительный образ жизни подорвал его благополучие, а выгодный союз смог бы поправить дела. Когда за младшей дочерью стал ухаживать богач Дмитрий Нарышкин, князь радовался, как ребёнок. К тому же, Дмитрий был хорош собой, молод и его любезно принимали во всяком столичном доме.
Второй претендент, Иван Якушкин, похвастаться большим состоянием не мог. Он тоже принадлежал к дворянскому роду, служил в Семёновском полку, и был хорошо знаком Наталье едва ли не с детства. О таком зяте, конечно, князь не стал бы мечтать. Но категорическое «нет» тоже не высказывал. Мало ли что.
У Натальи всегда была толпа поклонников: некоторое время её благосклонности добивался Александр Грибоедов… И вот в 1817 году Якушкин и Нарышкин пришли просить руки княжны. Практически в один день!
Метаться меж двух огней было трудно. Наталья понимала, что семья с радостью повела бы её под венец с Дмитрием. Но к Нарышкину душа не лежала. Что-то было в нем отталкивающее для Натальи, что-то такое, отчего ей было неуютно с ним. А Иван… он стал для неё настоящим другом, почти братом. Она и помыслить не могла, чтобы сделаться его женой!
Отказав Ивану Якушкину, Наталья увидела, как он мгновенно побелел.. Выбежал из дома Щербатовых, сам не свой. Это так испугало девушку, что она сразу послала за ним своего брата. И оказалась права! Успели в последний момент... Утром Наталья поехала к несостоявшемуся жениху и просила его не думать о ней плохо. Проговорив несколько часов, они расстались друзьями. Якушкин обещал не делать глупостей, уважать выбор княжны Щербатовой.
Дома отец сразу спросил: «Ну чтож, значит быть свадьбе с Дмитрием?». Наталья покачала головой. Она уже успела написать Нарышкину, что и его предложение не принимает.
Но второй жених отказ Натальи не принял всерьёз. Почти год он делал всё, чтобы понравиться княжне. И та, в итоге, дала согласие на брак. К свадьбе готовилась с тяжёлым сердцем – она не скрывала от родителей, что решила стать женой Дмитрия только ради спасения семьи. Но незадолго до венчания спасовала – попросила отложить церемонию. А потом ещё раз. Весной 1819 года раздосадованный Нарышкин уехал во Францию. После его возвращения всё должно было случиться – третий раз откладывать свадьбу Щербатовы не позволили бы Наталье.
Однако летом того же, в Париже, Нарышкин… внезапно обвенчался с графиней Натальей Ростопчиной. «Брошенная невеста», - шептались за спиной княжны Щербатовой. А она пожимала плечами. Ей была невыносима мысль о браке с Дмитрием. К тому же, месяц спустя к ней посватался другой – князь Фёдор Шаховской.
«Много ума, возвышенная душа…. – Писала Наталья своему брату. – Он доказал деликатность своих чувств… чтобы получить руку».
Теперь Щербатовы больше не стали тянуть: под венец Наталья пошла уже в ноябре 1819 года. Большую часть года новобрачные проводили в имении Шаховских, в Новгородской губернии. Там-то в 1821 году и появился на свет их первый сын, Дмитрий.
Наталья ничего не знала об участии мужа в заговоре. Впрочем, он действительно сыграл в нём малозаметную роль. Друзья рассказывали следствию: «Фактического участия в жизни общества не принимал». И все-таки Шаховского арестовали, наряду с другими декабристами. Когда это случилось, его жена снова была в положении. И опять металась меж двух огней: дома ждал маленький сын, а она пыталась договориться о встрече с мужем. Пыталась задействовать придворные связи. Шаховской же отказывался признавать свою вину, раз за разом повторяя – он занимался только просвещением и благотворительностью. Иного умысла не имел!
Ничего не помогло. Князя на двадцать лет сослали в Туруханск. А Наталье, как и другим женам декабристов, предложили альтернативу: получить развод и остаться в столице. Или поехать за мужем, но лишиться титулов и наследственных прав для всех детей, которые появятся в ссылке.
Родные просили её подождать: пусть сначала родится ребёнок. Она тяжело носила – столько переживаний! Второго мальчика назвали Иваном, и, глядя на его колыбель, Наталья гадала: как там её супруг? Письма шли долго. Она знала из его посланий, что муж пытался учить грамоте местных детей, что потратил часть денег, которые она присылала ему, чтобы погасить недоимки крестьян… И он был категорически против её переезда в Сибирь!
«Письмо от тебя, нежный друг! Отрада получить от тебя весть о тебе и милых детках.. Это оставляет прелестнейшее утешение в жизни моей!»
Последнее письмо от 23 апреля 1828 года заставило Наталью встревожиться. Федор писал ей… бессвязно. Перескакивая с темы на тему. Он явно пребывал в каком-то смятении. Спустя недолгое время Наталья узнала от жены другого декабриста, что князь Шаховской… повредился рассудком.
Наталья бросилась обивать высочайшие пороги. Она просила разрешить ей поехать к мужу – получила отказ. Просила дать возможность больному отправиться в одно из поместий, под её опеку – и тоже не вышло. В конце концов, Шаховскому позволили поселиться в Суздальском монастыре. Наталье больше не нужно было находиться меж двух огней. Она получила "добро" быть рядом.
Он не узнавал её, и врачи не могли ничем помочь. Всё завершилось быстро: князь Шаховской полностью перестал есть, и умер 22 мая 1829 года. Наталья забрала детей и перебралась в Москву, к родным.
Княгиня Шаховская пережила своего мужа на 55 лет, но замуж она больше не вышла. Оба её сына дослужились до генеральских званий, женились, обзавелись детьми. По счастью, им никогда не приходилось бывать меж двух огней.
Примечание: фраза "Меж двух огней" аналогична по смыслу выражению "Между двух огней", но является его более ранней, устаревшей формой, больше применительной к девятнадцатому веку.
#наука #семейные отношения #история россии #свадьба #интересные факты
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!