Найти тему

Московская рок-лаборатория : от расцвета до распада

В Советском Союзе по закону исполнять свои произведения со сцены и получать за это гонорар могли лишь члены Союза Композиторов. Рок-музыканты являлись любителями.

" Машина времени" получила профессиональный статус, устроившись в Росконцерт. Можно было примкнуть и к филармонии.Это давало легальность выступлений,но за идеологией следили (последние минуты "Ассы" вспомните).Также не входил сюда "Автограф" и даже "Ария",которая образовалась из музыкантов разных групп,в частности-"Альфа".То есть-на профессиональной основе.

Масса групп таилась "в подполье".Своего рода компромисс : власть-выступления и диски,музыканты-выверенные композиции .И вроде "титаны" от рока под колпаком.

Свердловский рок-клуб возник в марте 1986,ленинградский-7 марта 1981,то есть,по сути,самый первый.

Насколько помню,на первом месте был свердловский с его «Наутилусом Помпилиусом», «ЧайФом», «Настей», «Урфином Джюсом», «Агатой Кристи»,экзотическим «Водопады (имени) Вахтанга Кикабидзе».Ленинградский-на втором («Алиса»,» Аквариум», «Кино», « Поп-механика»,«Телевизор»,примкнувший уфимский «ДДТ» (Сам Шевчук в одном из интервью тех лет не отрицал ни одну из двух расшифровок :не то Дом Детского Творчества,не то ядовитый порошок от тараканов.Скорее-второе).Москву представляли «Черный обелиск», «Черный кофе», «Звуки Му», «Альянс», «Бригада С», «Вежливый отказ»,»Крематорий», «Коррозия металла», «Мегаполис», «Браво».

В октябре 1985 года первый секретарь московского горкома КПСС Виктор Гришин подписал приказ о создании Московской творческой лаборатории рок-музыки при Едином научно-методическом центре Главного управления культуры Исполкома Моссовета.

Виктор Гришин
Виктор Гришин

Штаб московской находился в Старопанском переулке, 1/5.

-2

Групп была масса,перечислю одни из самых известных : "Черный обелиск", "Альянс ", "Браво", "Бахыт-Компот","Мегаполис", "Биоконструктор",Бригада С","Ва-банкъ", "Вежливый отказ", "Звуки Му",

"Коррозия металла","Крематорий","Ногу свело" и.т.д.

Мамонов и Липницкий (Звуки Му")
Мамонов и Липницкий (Звуки Му")

Почему в Москве образовалась рок-лаборатория,а в других городах-рок-клубы? Ну так Москва де-юре была флагманом и в этом. И вообще,в столице соблюдался официоз( кстати, меломаны не " рок-лабораторией "московскую организацию называли-,но-"рок-клубом").

Принципиальная разница была в том,что президент рок-клуба выбирался из числа самих музыкантов,рок-лабораторией же руководил "назначенец".

Своего зала у рок-лаборатории не было, поэтому для проведения концертов и фестивалей договаривались с руководителями концертных площадок, ДК и клубов.

Удачей было попасть на фестиваль.Один из самых известных- "Фестиваль надежд".С него началась «Горбушка»(когда-то-ДК Горбунова)по адресу : Новозаводская улица,27.

-4

Наверно,об этом легендарном месте стоит рассказать подробнее.Нет такого москвича,который хоть раз не побывал бы там в 90-е.Найти можно было все!

Но -небольшой экскурс в историю.

Сергей Петрович Горбунов (1902-1933), одним из создателей советского авиапрома. Выпускник Военно-воздушной академии РККА им. Н. Е. Жуковского. После окончания в 1927 году академии, направлен на авиационный завод №22 имени 10-летия Октября в Филях(сейчас он носит имя Хруничева).Позднее погиб в авиакатастрофе.

-5

В конце 80-х годов возле Филевского парка в ДК им. Горбунова начали собираться филофонисты – любители "винила". положении. Здесь можно было найти редкие оригинальные пластинки зарубежных исполнителей, обменять их или купить. Стоимость одной пластинки иногда равнялась месячной зарплате среднестатистического советского инженера. В «Горбушке» проводились первые в Москве рок-концерты зарубежных групп и рок-фестивали. В 90-е «Горбушка» превратилась в знаменитый, самый большой в стране рынок «пиратской» продукции. Аудио- и видеокассеты, а затем и компакт-диски первыми появлялись на «Горбушке», а уже затем тиражировались пиратами по всей стране. Рынок представлял собой палатки на улице, в Филевском парке. Здесь можно было найти все зарубежных фильмы и музыку, а позднее игровые приставки и пр. Именно тогда название «Горбушка» звучало на всю страну.

На фоне "Горбушки" царицынский рынок выглядел,конечно, блекловато.

-6

Поскольку в те годы я имела некоторое отношение к райкому ВЛКСМ( а куда без него?),помню,как организовывался в конце 80-х "Интершанс" в "Луже".Это уже был международный уровень.Проводили его совместно В/О "Международная книга" и МПО "Галерея".Вот последняя в райкоме и подвизалась.

-7

Кстати,сотрудники райкома рассказывали,что частым гостем у них был Юрий Айзеншпис и даже захаживал Виктор Цой.

Среди участников "Интершанса-89":
"Аукцион" , Виктор Зинчук, "Альянс", "Черный кофе", "Вопли Водоплясова","Дети", "Скандал"и (!) Сергей Крылов в полосатых черно-белых шортах.

Роман Капорин и его "Дети","Три аккорда" которого звучат в заставке одноименного шоу
Роман Капорин и его "Дети","Три аккорда" которого звучат в заставке одноименного шоу

В райком привозили тучу кассет (запомнился прибалтийский "Шевиот"),которые какой-то работник,ответственный за "допустить-отказать" прослушивал.

Вопреки сложившемуся впоследствии мнению,против существующего строя музыканты не выступали-иначе это бы закончилось для них печально.

Гонорары и требования росли ("райдеры"-это не про них,это сильно потом).Посредникам платить никто не хотел,да и всем известно,что случилось в 90-е.

Так что сейчас о формах существования передовой музыки в стране имеют лишь очевидцы тех времен ,да те,кто интересуется историей отечественного рока.