Найти тему
Советский экран

Станислав Ростоцкий: война, Эйзенштейн и 50 лет с одной женщиной

Оглавление

21 апреля день рождения талантливого режиссёра Станислава Ростоцкого. По этому случаю вспомним его жизненный и творческим путь.

Учителя

Сергей Эйзенштейн и Григорий Козинцев
Сергей Эйзенштейн и Григорий Козинцев

Возможно, не было бы в нашем кино столь тонко чувствующего и эрудированного режиссёра, если бы не его учителя. Сергей Эйзенштейн оказал значительное влияние на Ростоцкого. В подростковом возрасте он увидел его фильм «Броненосец «Потёмкин» и увлёкся кинематографом.

«Конечно, у меня была мечта, но я даже не мечтал быть режиссером. Это сейчас каждый может стать режиссером, а тогда это было совершенно невозможно. Это были Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Юлий Райзман, Марк Донской... Понимаете, это были люди невероятно образованные, люди с мировой славой, люди особенные, они даже одевались по-другому как-то: было ясно, что они из кино».

А уже во ВГИКе его наставником был Григорий Козинцев. Параллельно с учёбой Ростоцкий помогал известному режиссёру на съёмках. К моменту окончания института Козинцев выделил его как режиссёра, готового сразу работать в художественном кинематографе.

Дружба Ростоцкого с Эйзенштейном и Козинцевым продолжалась много лет. И хотя вместе они не снимали, всегда обменивались мнениями на разные культурные и философские темы.

Фронтовик

-3

В 1943 году 21-летний Станислав Иосифович попал на фронт. Участвовал в боях, пройдя путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно. В 1944 году под городом Дубно Ростоцкий попал под танк и чудом остался жив.

«Что-то огромное, неумолимое и жесткое навалилось на меня, сжало грудную клетку, обдало жаром и запахом бензина и жженого металла, стало на мгновение очень страшно, именно из-за полной беспомощности и невозможности бороться. «Готов парень. Отвоевался...» - громко и ясно сказал кто-то рядом. Стало обидно и страшно, что бросят. А я ведь жив. Жив или нет? Только дышать очень трудно, и рука не шевелится, и нога».
-4

С поля боя его вынесли находившиеся поблизости солдаты, затем фронтовая медсестра Анна Чугунова дотащила до госпиталя. Ростоцкий был серьезно ранен, сильнее всего пострадала нога. В результате нескольких неудачных операций развилась гангрена, и ногу ниже колена пришлось ампутировать. С тех пор Ростоцкий носил протез, но наотрез отказывался пользоваться тростью даже в пожилом возрасте. И ведь окружающие даже не догадывались, что он инвалид войны: настолько он был подвижным и деятельным.

Впоследствии случай с танком воспроизведет сын режиссёра Андрей Ростоцкий в картине Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Чтобы снять такой драматичный и опасный эпизод, молодой актёр точно, как отец, лёг под проезжающий танк без всякой страховки.

Муж и отец

-5

После войны Ростоцкий поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, где получил не только профессию, но и нашёл спутницу жизни.

«Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо».

Нина Меньшикова сразу обратила внимание на привлекательного режиссёра. Он был первым красавцем института и собирал толпы поклонниц, поэтому тихая Меньшикова ни на что не рассчитывала. Но случай свёл их вместе. Однажды Ростоцкий объявил, что вместе со своим соавтором едет на три месяца в лесную глушь работать над новым сценарием, и им нужен кто-то, чтобы готовить им еду. Девушка, не раздумывая, согласилась.

Андрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова
Андрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова

В результате этой поездки в 1956 году появился фильм «Земля и люди» и молодая семья. В 1957 году у Станислава Ростоцкого и Нины Меньшиковой появился единственный сын. Из-за перенесённого в юности туберкулёза беременность угрожала жизни Нины Евгеньевны, поэтому врачи настаивали на аборте. Но она рискнула и благополучно родила. Так в отечественном кино появился талантливый актёр и каскадёр Андрей Ростоцкий. Путь к признанию он пробивал самостоятельно. Его прославили роли в фильмах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги».

-7

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова прожили вместе почти полвека. По воспоминаниям невестки режиссёра, они были трогательно внимательны, нежны и заботливы друг с другом до самого последнего дня.

Режиссёр

-8

Как сказал о лейтенанте Шмидте один из героев фильма «Доживем до понедельника», «главный его дар — ощущать чужое страдание более остро, чем свое». Именно таким, тонко чувствующим, и был Станислав Ростоцкий, иначе его фильмы не смогли бы так глубоко тронуть сердца зрителей всех возрастов и социальных групп.

«Мне никогда не хотелось, чтобы зритель уходил с моих фильмов благостно успокоенным или бессмысленно разочарованным. Я всегда старался тронуть его разум и душу печалью, болью, гневом. Но при этом всегда хотел, чтобы и печаль, и боль, и гнев рождали энергию действия, энергию борьбы, подводили зрителя к активной гражданственной позиции по отношению к жизни. Это и есть подлинный оптимизм, как я его понимаю. Оптимизм, издавна присущий гуманистическому искусству».

Всё творчество режиссёра пронизано любовью к человеку и верой в жизнь. Переживания, которые зритель испытывает при просмотре картин Ростоцкого, непременно приводят к катарсису и духовному росту.

-9

Станислав Ростоцкий более всего известен по фильмам «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо». Последние три были признаны лучшими фильмами года по опросам журнала «Советский экран». А картины «…А зори здесь тихие» и «Белый Бим Черное ухо» номинировались на Оскар.

С началом 90-х Ростоцкий ушёл из профессии. Его ужасало то, что происходит в отечественном кино.

«Люди моего поколения сняли гораздо меньше картин, чем они могли бы снять. Но я думаю, что многим из нас абсолютно не стыдно за то, что мы сняли. Вот если бы я сделал картину подобную 95 процентов тех, которые сейчас делают, мне было бы стыдно перед моими учителями Козинцевым и Эйзенштейном, хотя их уже и нет в живых».

***

-10

В последние годы жизни Ростоцкий занимался кинофестивалем «Окно в Европу» и рыбалкой. Режиссёр умер в 2001 году за рулём собственной машины. Он направлялся на открытие кинофестиваля, когда ему стало плохо. Скорая помощь не смогла его спасти. Станиславу Иосифовичу было 79 лет.

#режиссеры #советское кино #история кино #киноистория #кино в ссср #отечественное кино #наше кино #советские режиссеры #станислав ростоцкий
#режиссеры #советское кино #история кино #киноистория #кино в ссср #отечественное кино #наше кино #советские режиссеры #станислав ростоцкий