В 1995 году группа датских кинематографистов во главе с Ларсом фон Триером выпускает манифест “Догма 95” - свод радикальных принципов, меняющих представление о том, как должно сниматься кино. Авторы манифеста заявляют, что стиль и отточенная техника в производстве фильмов не важны. На первом плане - сильная история и тщательно проработанные персонажи. Никаких павильонов и специальной техники - все снимается на натуре ручной камерой и с синхронным звуком. “Догма 95” провозглашает также отказ от жанрового кино и исторических тем - предметом исследования становится жизнь “здесь и сейчас”.
Сразу скажем, что авторам манифеста не всегда удавалось соблюдать свои принципы до конца. Но многое из вышеперечисленного стало обязательной чертой представителей датского киноавангарда рубежа XX - XXI веков. Пример тому картина Ларса фон Триера “Танцующая в темноте”, вышедшая на экраны в 2000 году и ставшая заключительным фильмом его трилогии “Золотое сердце”. Она посвящена женщинам, жертвующим собой ради других. На смену героиням предыдущих фильмов “Рассекая волны” и “Идиоты” приходит иммигрантка из Чехословакии Сельма Жескова в исполнении исландской певицы Бьорк.
Сельма работает на фабрике в небольшом американском поселке. В США она приехала, чтобы заработать денег на операцию для сына. Она боится, что его ждет та же участь, что и ее, - слепота. Сельма плохо видит, и, чтобы работать в цеху, ей приходится идти на обман - она заучивает таблицу для проверки зрения. Но уже из следующих сцен мы понимаем, что спасти ее это вряд ли сможет. Рано или поздно она останется без работы.
Через несколько лет после провозглашения “Догмы 95” Триер начинает отходить от некоторых ее принципов. Так, “Танцующая в темноте” - это самое что ни на есть жанровое кино. Перед нами драма в стиле мюзикла. Коллеги Сельмы по фабрике поют и танцуют, как и остальные жители поселка. Правда, делают они это не наяву. Ларс фон Триер показывает в картине два мира - реальный и воображаемый. Последний живет в голове главной героини. Она фанат американских мюзиклов, и даже в шуме фабричных станков ей слышится музыка.
Кстати, напарницу Сельмы играет Катрин Денев, которая неразрывно связана с одним из главных музыкальных фильмов в истории кино - “Шербурские зонтики”. В картине же Триера упоминается другой известный мюзикл - “Звуки музыки”. Его репетируют в театральном кружке при фабрике. Сама фабрика выглядит как место, где собрались единомышленники, готовые протянуть руку в случае необходимости. Триер, с одной стороны, не акцентирует внимание на социальной стороне истории, но с другой, в решающий момент подчеркивает уязвимость героини именно из-за ее статуса. Когда Сельма предстает перед судом за убийство полицейского, ее называют беженкой, предавшей страну, которая отнеслась к ней с доверием и дружелюбием. И неважно, что эта беженка стала в США жертвой человеческой подлости и обмана.
Несмотря на жанровые особенности, большая часть фильма снята в духе “Догмы 95”. Это живая пульсирующая камера и такой же рваный пульсирующий монтаж. Камера перестает трястись только во время съемок музыкальных номеров. Эти сцены сняты на несколько десятков камер слежения, которые скрывались в декорациях и ландшафте. Оператор фильма Робби Мюллер, известный также по работе с Вендерсом и Джармушем, часто держит крупные планы на лицах героев, заставляя нас проживать их эмоции на полную мощь.
“Танцующая в темноте” - из разряда фильмов, которые тяжело смотреть не только из-за манеры съемки, но еще из-за происходящего на экране. Финал картины - один из самых пронзительных в мировом кинематографе: один раз увидишь, не забудешь никогда. Режиссер дает понять, что справедливость - это не то, на что стоит рассчитывать в жизни. Сельма в результате оказывается на эшафоте. Но она не сдается до последнего. Даже оказавшись с петлей на шее, героиня картины продолжает петь. Как говорит финальный титр, “эта песня станет последней, если только мы сами так захотим”.
Светлана Прокудина, кинокритик
ГАЛЕРКА
Александр Шершуков:
Один из тех фильмов, которые рвут сердце. И в негодяйство против беззащитной, больной, трогательной женщины вполне укладываются проходящие фоном трудовая иммиграция, условия труда, имитация охраны труда, маленькая зарплата, сверхурочная подработка, потогонная система. Это фон. Но именно эти нюансы обрамляют картину, в которой даже подлец - несчастный человек. У Ларса фон Триера была снята лишь одна комедия, и “Танцующая в темноте” в списке драм отличается разве что жанром: считается, что мюзикл обычно заканчивается хорошо. Ага, как же! Но посмотреть, конечно, нужно.
АФИША
“Танцующая в темноте”
Теряющая зрение иммигрантка с маленьким сыном пытается копить деньги на операцию, репетирует танцы, работает на заводе. Красиво. Трогательно. Безнадежно?
Действующие лица и исполнители:
Сельма Жескова - Бьорк; Кэти (Квальда) - Катрин Денев; Билл Хьюстон - Дэвид Морс; Джефф - Петер Стормаре; Линда Хьюстон - Кара Сеймур; Бренда - Шивон Фэллон; Олдрич Новый - Джоэл Грей.
Награды:
2000 - премия Каннского кинофестиваля в номинации “Лучшая актриса” (Бьорк); “Золотая пальмовая ветвь” (Ларс фон Триер); 2000 - премия Национального совета кинокритиков США в категориях “Лучшие десять фильмов” и “Особое упоминание” за выдающееся драматическое музыкальное исполнение (Бьорк); 2000 - премия “Золотой овен” Гильдии киноведов и кинокритиков России в категории “Лучшая иностранная актриса” (Бьорк); 2001 - премия “Золотой спутник” Международной пресс-академии в категории “Лучшая песня”; 2001 - премия “Независимый дух” в категории “Лучший иностранный фильм”.
Материал опубликован в "Солидарности" № 14, 2021
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org