Предисловие.
Наверное, все, кто когда-либо слышал о Петергофе, знают о дворцах и фонтанах Нижнего парка. Менее известен очаровательный парк Александрия с постройками в неоготическом стиле. Внимательные путешественники знают, что помимо этих двух парков в Петергофе есть еще десяток, а городская архитектура также достойна внимания, даром что город сильно пострадал в войну. Но я никогда не видел, чтобы кто-нибудь рассказывал о современной — в первую очередь, дачной —архитектуре Петергофа. А ведь многие современные дачи Петергофа не уступают историческим (к сожалению, по большей части не сохранившимся).
Мой план заключался в том, чтобы обойти окрестности Петергофа "деревня за деревней" и показать дома, которые мне показались наиболее интересными. В самом городе строительство очень ограничено, и современных построек почти нет. Их я планировал собрать в отдельный выпуск. Начать я хотел с деревни Знаменки, которая находится между парком Александрия и усадьбой Знаменка. Но первый же дом разрушил мои планы, оказавшись достойным отдельного рассказа.
Да, сразу скажу, что я не архитектор и не искусствовед. В детстве я уделил изрядное время краеведению, водил экскурсию по одной из петергофских улиц, работал над ней с привлечением источников из Дворцовой библиотеки и архива. Но, конечно, могу наляпать. Буду рад поправкам и вообще комментариям.
Поехали
Мимо этого мрачноватого дома на углу улиц Чайковского и Морской я много раз проходил, гуляя в усадьбу Знаменка. И он мне никогда особенно не нравился: тяжеловесный, забор навевает мысли о кладбище, за ним какой-то сарай. И вот теперь я рассмотрел его специально. И удивлся.
На фотографии можно заметить много элементов, характерных для неоготического стиля и наблюдаемых, в частности, на петергофских зданиях середины XIX века.
Стрельчатая арка является важнейшим готическим элементом. Сдвоенные арки декорируют стеклопакеты дома. Подобные арки присутствуют во дворце Коттедж (архитектор А.А. Менелас, 1826-29), находящемся по другую сторону забора.
В орнаменте под окнами южного фасада (на первой фотографии — справа) можно видеть наложенные арки.
Они напоминают арки окон Караулки (арх. А.А. Менелас, И.И. Шарлемань 1-й, 1827, 1834) на въезде в Александрию всего в полукилометре.
Однако, благодаря тому, что ширина орнамента составляет полторы арки по сравнению с двумя арками для окна Караулки, возникает интересная оптическая иллюзия: арки могут представать стилизованными нервюрами готического собора.
Две пары декоративных декорированных арок, разделенных готическим орнаментом, присутствуют на фронтоне дома. Справа декоративные машикули, также напоминающие стрельчатые арки. Можно сравнить их с присутствующими на Караулке.
Другим элементом, характерным для готической архитектуры, является четырехлистник. Наиболее заметен орнамент в форме четырехлистника под окнами западного фасада. Четырехлистник с более тонкими листьями располагается над окнами и в качестве орнамента кровельного ограждения.
Для сравнения четырехлистники в оконной раме и на контрфорсе здания Манежа в комплексе Готических конюшен (расположенных у противоположной границы парка Александрия, арх. Н.Л. Бенуа, 1848-55).
Также для сравнения машикули, сдвоенные декорированные готические арки и четырехлистники на фасаде Почты, выполненной в неоготическом стиле и располагающейся неподалеку по адресу Санкт-Петербургский просп., 15 (арх. А.К. Кавос, Н.Л. Бенуа, 1850-54).
Ограда дома также выполнена в неоготическом стиле. Столбы украшены стрельчатыми арками, более простыми, чем на контрфорсах Манежа. В орнаменте изгороди присутствуют четырехлистники, а навершия имеют форму геральдических лилий.
Таким образом, оказалось, что этот, на первый взгляд, непримечательный особняк выдержан в едином стиле неоготическом стиле и даже ведет своеобразный диалог с ансамблем соседней Александрии.
#петербург #петергоф #загородный дом #готика