"История начинается в Шумере"- эти знаменитые слова признанного шумеролога Самуэля Крамера. Когда он писал и озвучивал эту мысль, он давал понять всем, что история- это субъективное и легко поддающееся интерпретациям знание о прошлом. То есть всегда, есть огромная доля личных оценок событий произошедших задолго до нас. Как пример, всем известная битва при Кадеше- легендарное сражение древности, между Египтом и Хеттским царством- и что Вы думаете, о своей победе заявили обе державы, заявили посредством собственных писцов-историков. Поэтому сегодня, мы, читая про это сражение двух сверхдержав древности, вольны выбирать себе сторону по вкусу. Таковы обстоятельства, но ведь это неправильно, так можно упустить правду и нить истории, а следственно и корни всего человечества, народа и каждого из нас в отдельности.
Но, к счастью, в XXI веке ситуация меняется к лучшему: к делам историческим, где каждый ученый, как минимум Геродот, присмотрелась "мать исторической объективности" - генетика. Сейчас ситуация с исторической объективность улучшается, конечно осталось много вопросов, но и они со временем решаться..
Так что же было до Шумер?
А было очень много и археологические находки, подтверждают наличие высокоразвитой неолитической цивилизации как на севере(халафская культура), так и на юге (самарская культура) Месопотамии.
В этих культурах уже наблюдаются протогорода, освоены земледелие(зерно, ячмень, лен) и скотоводство(крупный рогатый скот, свиньи, овцы, собаки). Дома в которых они живут представлены одноэтажными постройками из сырца, по центру которых стоит очаг и печь. Найдены орудия труда из камня, такие как: сеялки, плуг, зернотерки, серп и другой инвентарь. Керамика халафской и убейдкой культур удивляет, посмотрим:
Халафская цивилизация признана более ранней(7000-5000 лет до н.э.). Центр этой неолитической культуры находился на севере современного Ирака(Иракский Курдистан). У этой культуры есть особенности на которые хотелось бы обратить Ваше внимание: первое- почитание быков, мальтийских крестов и зигзагообразного орнамента(очень много рисунков на керамике и камне. Быки, наверное, восхваляют мужское начало); вторая особенность последователей халафской культуры очень сильно отличает их от остальных жителей Месопотамии - отдельные племена носители халафской традиции, при захоронении своих умерших не клали тела на бок, с согнутыми конечностями, а сжигали их. Эта особенность уникальна именно для жителей передней и малой Азии того времени и будет оставаться такой не одно тысячелетие. Таким образом, больше никто из автохтонных жителей в Месопотамии и Анатолии, не провожал усопших в последний путь таким образом..
Через 2500 лет после халафа, хурриты, по прежнему, наряду с трупоположением буду применять кремацию, как способ захоронения, даже во времена Митаннийского(хурритского) царства(1900-1300 гг. до н.э.). В Месопотамии эпохи бронзы, никто не будет сжигать тела умерших соплеменников(ни семиты, ни шумеры, ни хетты, в эпоху их древнехеттского царства). Кроме этой индоевропейской особенности, будут и другие: митаннийский арийский язык, трактат о дрессировке лошадей, имена царей Митанни, наличие индоевропейских богов. Все эти положения позволяют выдвинуть гипотезу Гамкрелидзе-Иванова, по которой халафская культура признается протоиндоевропейской. А нам остается признать преемственность этой культуры и хурритов.
Перейдем к более поздней и развитой Убейдской цивилизации(последовательнице самарской). Основная особенность Убейда, это наличие ирригационного земледелия, результаты которого меньше зависят от капризов природы(в халафе поливы зависели от осадков). В отличие от северных соседей, у убейдцев(южных месопотамцев) просторные и комфортные жилые помещение, общественные здания, наличия протогородов, центром в которых были площади, где находились самые крупные и значимые постройки их поселении.
Что характерно при столь высоком развитий и достаточно крупных поселениях, в Убейде не было ни правителей, ни каких либо значимых культов. А здания в цетре убейдских протогородов имели значения общественных(возможно храмы или советы старейшин).
Все эти особенности напомнят о себе позже, через пару тысячелетии, уже вне Месопотамии, где мы сможем лицезреть влияние халафской, самарской, убейдской культур. Это будет загадочная страна долины реки Инд- Хараппская цивилизация и тысячи его городов, жемчужиной среди которых будет Махеджо-Даро и собственно Хараппа. Все это доиндоарийская цивилизация в бассейне реки Инд, которая будет крайне похожа на древнюю дошумерскую Месопотамию. К таким выводам подталкивают множество культурных, хозяйственных стигматов, дающих причины полагать, что в основе всех этих преобразовании на территории Пакистана лежит субарейский след.
Что же похожего?
Первое- тип строительства, конечно же в Хараппе он вышел на новый уровень, но если сравнить постройки убейдского периода с протохараппскими сооружениями, то можно увидеть их схожесть, как и схожесть керамики, изобразительного искусства, скульптур и администрирования поселении. Кстати, в первой индской цивилизации не найдено следов расслоения общества, правителей и главных культов, такая же ситуация наблюдалась в позднем убедском периоде, когда вся Месопотамия( от Иракского Курдистана до Персидского залива), приняла ее влияние. Сравниваем:
Также в пользу субарейского субстрата Хараппской цивилизации можно использовать общепризнанную историческую хронологию событий в западной и южной Азии. Время начала, так называемого протохараппского периода цивилизации долины реки Инд, совпадает с периодом колонизации южной Месопотамии ордами Шумер, которые изгоняли из своих деревень и малых городов коренное население Убейда- субареев. А те в свою очередь мигрировали на север- к истокам Тигра и Евфрата, а также основной миграционный поток двинулся на восток- через Иранское плато(Элам), территории дравидов, в Пакистан, где через две тысячи лет произведут культурную революцию, которую сейчас называют Хараппской цивилизацией.
Но оставшиеся на севере Месопотамии субареи уже ассимилированы протохурритами(субареи, кутии, луллубеи), которые дадут старт курдскому этногенезу. Если у читателей возникает желание возразить: из разряда, что не было никаких курдов в то время в месопотамии!?! Убедительно прошу прочитать публикацию: Где сейчас живут потомки первых земледельцев планеты? И причём здесь курды..
Теперь к геогенетике.
У курдов населяющих земли протохурритов и хурритов до сих пор, в мужской Y хромосоме имеется очень древняя дравидская гаплогруппа L1b(4-7.9%). Гаплогруппа L- одна из наиболее архаичных и редких гаплогрупп на планете, родственна гаплогруппе Т(признаётся шумерской), кстати и она есть в У хромосоме курдов. Наибольшее распространение этой гаплогруппы наблюдается вдоль реки Инд и ее притоков, как раз в местах где 5000-4000 лет назад находилась Хараппская цивилизация. Также относительно большие популяции людей имеющих данную гаплогруппу проживают на пути следования из Месопотамии до территории Пакистана(устье реки Инд) и далее следы этой гаплогруппы обнаруживаются на юге Индии, где живут современные потомки дравидов. Все эти генетические маркеры разбросанные от западной Азии до южной, вполне сочетаются как с археологическими находками, так и временем их миграции. Шумеры появляются на юге двуречья 6500 лет назад, миграции автохтонного населения юга месопотамии начинаются, как раз в это время. Основной поток беженцев(субариев-дравидов), изгнанных со своих мест шумерами, активно мигрирует проходя территории Ирана, Афганистана, и в Пакистане они останавливаются- начинается ранний хараппский период развития, который многими авторами определяется 5000-3300 годами до н.э.. А далее с 2000 по 1300 год. до н.э. после упадка Хараппы, который произошёл вследсвие климатических изменении(а ни как следсвие нашествия индоариеев) , происходит исход населения Индской цивилизации на юг полуострова Индостан- где мы и видим также заметное присутствие гаплогруппы L.
И посмотрите на уровень этой древней гаплогруппы на северном Кавказе и Ливане, но об этом мы поговорим в другой публикации..
Выводы..
В качестве подтверждение выше сказанного привожу цитату видного советского дравидолога Андронова М. С. :
" Дравидийские народы и племена не являются аборигенами Индии и появились там, по-видимому, не позже IV тысячелетия до н.э."
Профессор востоковед и лингвист Дьяконов И. М. отмечал: " можно предполагать, что племена, по языку родственные эламитянам и дравидам, в IV-III тысячелетии до н.э., а может быть и позже, были распространены по всему Ирану"
Индийский ученый Т. Б. Наяра, утверждал, что географические названия на территории Месопотамии, Ирана, Кавказа и Афганистана имеют дравидийские корни. Также этим ученым в соавт. были изданы работы объясняющие лексику убейдцев месопотамии, имеющую дравидские корни.
Так проходил первый этап хурритского(курдского) этногенеза, в основу которого легла халафская, хассунская и самарская культура древней Месопотамии. А когда шумеры и аккадцы, называли северную месопотамию Субарту, Хингебальтом и страной Хурритов, они точно знали что это остатки коренных жителей древнего двуречья.
И напоследок, вот как назывались величественные реки Тигр и Евфрат во времена субариев: Буранун и Идиглат. Эти слова носители русского(индоевропейского) языка, могут понять без перевода. Так характеризовали эти реки жители древней Месопотамии: воды Тигра всегды были быстрыми и стремительными, а Евфрат отличался спокойным и гладким течением. Есть о чем подумать, правда?)
PS: Для того чтобы избежать недопонимания, сразу оговорю, что этногенез начинается и у родственных курдам народов, но об этом в следующий раз..
Исаев К.