Найти тему
Восток - дело тонкое!

Трасса Ош-Бишкек и тоннель на перевале Тоо-Ашуу. (в конце видео)

Тоннель на перевале Тоо-Ашуу, середина мая. (фото автора)
Тоннель на перевале Тоо-Ашуу, середина мая. (фото автора)

Написать об этой дороге и тоннеле подтолкнула переписка с другом детства Сергеем Полищуком. В одном из писем он сообщил, что его родители принимали участие в строительстве этого сооружения на перевале. Я сильно удивился, несколько раз проезжая по трассе Ош-Бишкек, я знал, что она построена давно. В горах между Таш-Кумыром и Кара-Кулем, на противоположном берегу, можно увидеть части старой дороги, попавшие под затопление, при строительстве каскада ГЭС. Но строительство тоннеля, я думал, было начато в 2000-х годах. И в это время дядя Петя и тетя Рая, были уже давно на пенсии.

Но Сергей внес ясность: На туннеле родители работали сразу после того как папа отслужил, дембельнулся, мама его ждала, сыграли свадьбу и туда. Вербовали местных на строительство. Пришлось немного покопаться в интернете. Оказалось что туннель и эту дорогу, связывающую Юг с Севером Киргизии, начали строить в 1957 году.

фото из интернета
фото из интернета

Какой же титанический труд, по тем времена, с той техникой, вернее с отсутствием таковой. На упоминаемом уже участке между Кара-Кулем и Таш-Кумыром, дорога идет по склонам гор, в узком ущелье, а внизу течет бурный Нарын. В это же время начнется строительство Токтогульской ГЭС, а позже каскада ниже. Выше Токтогульской ГЭС дорога, обогнув водохранилище, опять поднимается в горы по ущелью Чичкан. Там тоже сложно найти хотя бы 100 метров прямой дороги. Если впереди окажется фура, то долгие минуты придется плестись за ней, пока появится возможность совершить обгон.

Чичкан со стороны перевала Ала-Бель (фото автора)
Чичкан со стороны перевала Ала-Бель (фото автора)

Далее высокогорная долина Суусамыр, где по ночам даже летом холодно, а зимой...

июнь на Суусамыре (фото автора)
июнь на Суусамыре (фото автора)

А потом дорога поднимается еще выше, к перевалу Тоо-Ашуу, где на высоте 3200 метров и пробит тот самый тоннель, длиной 2,5 км. Потом спуск, когда сверху видишь на каком коротком отрезке, дорога спускается вниз, захватывает дух.

спуск с перевала в сторону Чуйской долины. (фото автора)
спуск с перевала в сторону Чуйской долины. (фото автора)

На этом спуске находится большинство противолавинных галерей. И тоннель и галереи строили московские метростроевцы из СУ-128. В 2000-х годах дорога и тоннель были подвергнуты реконструкции, она стала шире и удобней. Но надо помнить первых строителей этой дороги, которые в тяжелейших условиях с несовершенной техникой смогли ее построить.

фото из интернета.
фото из интернета.

Большая часть ее идет на высоте от 2 до 3 тысяч метров. Наверное это было первое такое строительство в Союзе, потом уже строились дороги и тоннели на Кавказе и Таджикистане.

Я горд, что знаю лично участников этого строительства и буду об этом рассказывать своим детям и внукам.

Еще Сергей написал, что в Сосновке, это на выходе дороги из гор в Чуйскую долину, есть памятник погибшим в Великой Отечественной Войне и там много его родственников, со стороны отца Полишуки и Войченко, со стороны матери. Как жаль что я не знал об этом раньше. Обязательно бы нашел и поклонился.

В заключении видео нашего спуска с перевала:

-7