История чаепития в Англии насчитывает четыре века. Несмотря на столь долгий, интерес к напитку не угасает, а традиции сохраняются: исследование 2020 года от OnePoll утверждает, что ежедневно англичане выпивают 61 млрд чашек чая.
Сайт-источник - https://uraltea.ru/blog/istoriya-anglijskogo-chaepitiya
Английское чаепитие в светском обществе
Впервые вкус чая в Великобритании распробовали богатые жители столицы, а также особы королевских кровей. В 1664 году Карлу II преподнесли в подарок сухие листья китайского чая. Он распробовал вкус напитка, и его примеру последовали приближенные. К тому же, чай уже в середине XVII века продавали в лондонских лавках.
Разбавлять чай молоком (или молоко чаем) начали с этого времени. Напиток пили из дорогого фарфора с тонкими стенками. Наливать кипяток в такую посуду сразу было нельзя — стенки трескались, вот и нашли выход: сначала лили молоко комнатной температуры и только потом — заваренный горячий чай.
В XVIII веке чаепитие стало более ритуализированным. В поместьях людей из высшего общества стали появляться чайные комнаты, в садах — чайные домики. Стало неприлично пить чай не из сервиза. Само чаепитие стало носить социальную функцию: на других посмотреть и себя показать. Поэтому появилась специальная чайная мода: одежда, в которой было прилично появляться на чаепитиях. Особенной популярностью этот процесс стал пользоваться на курортах: ленивый и размеренный образ жизни в подобных местах располагал к неторопливому распитию этого напитка, неспешному обсуждению столичных новостей и подбору подходящих женихов для дочери на выданье.
Интерес к чайным сервизам, выполненным в одном стиле, был настолько велик, что это вызвало рост количества фарфоровых фабрик.
В это же время появляются чайные и чайные сады — места, где благовоспитанные дамы могли встретиться посплетничать за чашкой чая, или куда можно было пройти отдохнуть вместе с детьми.
Чай и чайная церемония стали ассоциироваться с уютом и женственностью. Не случайно после совместных обедов в светских домах женщины оставляли мужчин наедине с алкоголем и сигарами, а сами уходили в чайную комнату.
Немного позже, уже в XIX веке, чайная церемония обросла новыми ритуалами. Оформление стола стало предметом искусства: скатерти, салфетки, сервиз, цветы и еду стали подбирать по цветам. Даже начинка сэндвичей не должна была нарушать гармонию. Сэндвич с лососем среди абрикосов и груш мог вызвать скандал и упреки в отсутствии вкуса.
Общение продолжает оставаться неотъемлемой частью чаепития. Однако светская беседа теперь должна ограничиваться определенным кругом тем. Хозяйка обязана следить за тем, чтобы это условие соблюдалось и направлять беседу в нужное русло. Допустимо было создать «меню для беседы» и положить его рядом с каждой тарелочкой. Это позволяло не ошибиться в выборе темы и избежать неловкого молчания.
Английское чаепитие в рабочих семьях
Бедное население Великобритании также оценило вкус напитка. Однако это не было данью моде или желанием приблизиться к светскому образу жизни. Горячий чай стал необходимостью. Безопасной питьевой воды в то время не было, поэтому рабочие семьи утоляли жажду алкоголем. Не только мужчины, но также женщины и дети. Алкоголизм среди работающего населения грозил стать национальной проблемой. Чтобы решить ее, власти посоветовали заменить алкоголь чаем. И идея прижилась.
Чаем в бедных семьях утоляли жажду и запивали еду. Именно в рабочих семьях зародилась традиция High tea — пить чай во время раннего ужина. Хозяйки семей подавали его, как только мужчина приходил с работы. До появления этого напитка обходились без жидкости, так что врачи усматривали в подобной смене привычек положительную динамику. Традиция поощрялась.
Английское чаепитие сегодня
В XVIII веке англичане были в восторге от восточной культуры. Китайский чай был ее частью, так что любовь жителей Великобритании была на его стороне. Однако спустя век все изменилось: Англия обзавелась индийской колонией и, как следствие, собственными плантациями чая, в том числе, на Цейлоне. Индийский чай стал восприниматься как собственный, а потому самый вкусный и качественный. Такое отношение к индийскому чаю сохранилось до сих пор. Разница лишь в том, что сегодня люди предпочтут быстро заваривающийся чайный пакетик длительному ритуалу заваривания в чайнике.
В частности, опрос 2020 года от OnePoll показал, что каждый пятый из опрошенных предпочитает чай в пакетиках, потому что его проще заваривать. Как только появилось больше времени — во время локдауна — 24% стали чаще заваривать напиток. 36% признались, что не готовы экспериментировать с видами и сортами чая, а пьют один и тот же сорт всю жизнь.
Социальная значимость чаепития не потеряла актуальности. Это не вариант для быстрого перекуса, а повод для обстоятельной дружеской беседы и обмена новостями.