Пришло её время, так требовал обычай. Но Кёсем-султан не собиралась уходить на покой. Матери нового падишаха придумали второстепенный титул – «Маленькая валиде», küçük valide. Тогда султанша поняла, что пора действовать. Топкапы и вся Османская империя должны были принадлежать ей.
Из-за светлых волос и тёмно-синих глаз эту женщину принято считать славянкой. На самом деле, точного происхождения Турхан установить не удалось, как и её «родное» имя. Легенда о «Наде», которую любят повторять разные авторы, всего лишь версия. Достоверно о ранних годах султанши можно сказать одно: в юном возрасте её привезли в султанский дворец, и затем передали на воспитание к Атике, дочери Кёсем-султан.
9 февраля 1640 года на османском троне оказался сын Кёсем, султан Ибрагим. Вступление на престол было не самым торжественным: падишаха пришлось долго уговаривать выйти из покоев. Ведь Ибрагим не верил своему счастью. Пока царствовал брат, он провел много лет взаперти, и теперь считал, что его просто разыгрывают. Наследник Османов выглядел жалким и неуравновешенным.
Ибрагим унаследовал от брата немало проблем. Возле Азова разворачивались военные действия, которые отнимали много сил у обеих сторон. "Мы с Вами хотим быть в великой дружбе", - написал султану русский государь Михаил Федорович. Позже началось противостояние с Венецианской республикой, хотя Ибрагима отговаривали от этого шага: у империи не хватало ресурсов.
Внутри султанского дворца разворачивалась другая битва: за влияние на Ибрагима. Валиде стремилась контролировать сына через гарем. Турхан, отлично подготовленная для своей роли, стала его частью.
Впрочем, не только она. У Ибрагима бывали разные предпочтения и между обитательницами дворца установилась хорошо заметная неприязнь. Но Турхан обошла всех: у неё у первой в 1642 году родился сын, Мехмед. В тот момент, считают биографы, ей было едва ли больше шестнадцати или семнадцати лет. Стала ли она влиятельной? Увы. Настроение султана постоянно менялось.
Наставница Турхан, сестра падишаха, всегда тепло относилась к ней. Теперь Атике заботилась о шехзаде Мехмеде, и с тревогой наблюдала за происходящим в Топкапы. Ибрагим I периодически терял контроль над собой. Однажды, повздорив с Турхан, он схватил шехзаде, находившегося рядом, и бросил его в маленький фонтан. От соприкосновения с мраморным бортиком на лбу у Мехмеда навечно остался след. И в памяти у Турхан навсегда отпечаталось: султан способен, на что угодно. Ибрагим не должен править Османской империей.
Во дворце продолжали рождаться дети – у Турхан, у других красавиц, но спокойнее не становилось. Кёсем пришла к такому же выводу, что и мать шехзаде Мехмеда: Ибрагим - ненадёжен. Но точкой кипения оказалась внезапная женитьба султана. А потом произошла история с дочерью шейх-аль-ислама, которую, по распоряжению Ибрагима, привезли к нему во дворец. Впоследствии её отправили обратно, к отцу, но в Стамбуле об этом говорили много дней подряд. Такой поступок был невозможен по отношению к свободной девушке... Число недовольных падишахом росло.
Конечно же, созрел заговор. Кёсем ловко совершила переворот, объявив наследником престола старшего шехзаде, Мехмеда. С августа 1648 года новой валиде должна была стать Турхан, но… Кёсем дала понять, что ничего менять не будет. А «невестке» с барского плеча подарила титул «маленькой валиде». Это было полнейшим нарушением обычаев! Когда приходил новый султан, прежняя валиде должна была удалиться.
У Турхан не было власти, но имелось желание её приобрести. Потребовалось три года, чтобы она обзавелась сторонниками и подготовилась к смене декораций. Жизнь во дворце научила маленькую валиде, что сила и ловкость могут творить чудеса. К августу 1651 года все составляющие успеха оказались в руках Турхан. Визирь, духовенство - они поддерживали её. От правления валиде просто устали. Так что рассвета 3 сентября того же года Кёсем не дождалась. Преемница праздновала победу.
Ей было около двадцати шести, и в её руках оказалась вся империя. Турхан избавилась от приставки «маленькая» и превратилась в настоящую валиде при своем сыне-правителе. И вскоре все увидели, что изящные ручки султанши могут превращаться в железные кулачки. Она была сурова и несгибаема, она взяла под свой контроль абсолютно всё. Турхан создала огромную сеть осведомителей, которые докладывали ей о каждом вздохе подданных. Ввести в заблуждение валиде было невозможно, что хорошо видно из её сохранившихся писем:
«Вы приходите и говорите: все готово и идеально. Я посылаю проверить, и ничего нет. Вы говорите – нужно 1200 гребцов, и я плачу за это. А выясняется? Хватит! Вы все должны были закончить. И где результат?»
Армия и верфи, рынки и производства – Турхан интересовалась каждым вопросом. Но в казне не хватало денег, и на все амбициозные планы валиде просто не было средств. Валиде вводила режим экономии и конфисковала имущество тех, кто был против неё. Но и это не помогало. Военные действия требовали невероятных затрат, и строительство крепостей обходилось недёшево. А еще венецианцы блокировали Дарданеллы, и возникла сложность в перевозке товаров...
Но в 1656 году регентство Турхан закончилось. Меры, которые она предпринимала, не нравились народу. Янычары подняли восстание и потребовали от султана Мехмеда IV отстранить валиде от власти.
«Султан вытер слезы и спросил, что они хотят, - записал Еремия Челеби Кёмюркюян, - в ответ ему преподнесли список из тридцати одного имени, в том числе его матери… Мехмед попросил, чтобы его мать пощадили… Эта просьба была принята».
Считается, что на Турхан завершился женский султанат – долгий период в истории Османской империи, когда ею, фактически, управляли женщины. Но история маленькой валиде на этом не закончилась. Она передала власть визирю и с того времени заметную часть жизни стала проводить в резиденции Эдирне. Она сохранила влияние на сына, но больше занималась благотворительностью и управлением дворцами. Умерла она в 1683 году. Впоследствии султанами стали и два её внука.
#наука #османская империя #турция #великолепный век #семейные отношения
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!