Поводом для написания этой статьи стал один недавний случай. Направляясь в церковь, чтобы заказать обедни и поставить свечи, увидела выходящую из церковных ворот женщину – обычная с виду прихожанка, с платочком на голове. Выйдя за ворота, она, как и следует, обернулась, перекрестилась и пошла мне навстречу. Вот только, обходя сидящих на паперти нескольких нищих, угодила одной ногой в лужу – везде активно таял снег, а из-за отсутствия ливневок по городу, он вставал на пути прохожих в виде луж с мутными талыми водами.
Такого потока ругани: на нищих, на погоду, на власть редко можно услышать от женщины. Уже одно это ввело в ступор, а выходила она, отмечу особо – из храма. Но что она вынесла оттуда, зачем ходила, если ничего христианского в ней нет?
Визит этой женщины в церковь – желание получить некую выгоду, мол я отнесла свечи, заказала обедню, а мне за это будет дадено Божье благословение. И я уверена, что свой поток брани и злобу она и не заметила, а вернувшись домой или на работу поведает, что сходила в церковь. Еще раз поругает власть и погоду, но промолчит про свою брань.
Христианская вера в подобном случае ложная, поддельная и ничего общего с настоящей верой не имеет. Это своего рода торговля: ты - мне, я - тебе. Сняла платочек, съела просвиру, с молитвой или без – уже и не важно. Что была она в храме, что не была – ничего не изменилось для нее, а вот само то, что она считает себя христианкой – неправильно и обесценивает истинную веру. Это самый яркий и показательный пример ложного христианства.
Впервые эту тонкую грань между ложным и истинным христианством я увидела в Почаевской Лавре – есть в Тернопольской области на Украине благословенное место. С группой паломников я его посетили в конце ноября 2018 года. Мы жили в гостинице на территории комплекса, в комнате/номере за 50 гривен нас было по 10 человек. Есть в гостинице и более дорогие номера на меньшее количество людей с ванной в каждом номере, но мне хотелось больше купить святынь, заказать треб, а сутки провести с такими же паломниками, как и сама – обычное дело.
В дороге, в автобусе, из динамиков звучал псалтырь, акафисты, записи разных служб, так что было не до общения. А вот в самой лавре нам довелось познакомиться друг с другом более близко. И то, с чем ехало большинство в Почаев, ехали не все. Как раз ложное христианство, бегание по святыням, из церкви в церковь, к мощам, иконе Почаевской Божьей Матери – все бегом, как на экскурсии, очень сильно удивило.
Вечером после исповеди пошли наши женщины читать молитвенник – у каждой же было все свое, но вернувшись, стали обсуждать перед сном, кто не так в церкви стоял, кто не так пошел, да с осуждением и претензией на собственною обученность тонкостям поведения в храме… И это после исповеди перед причастием.
Конечно, даже то, что я сейчас пишу, осуждая ездивших со мной – уже грех и пример того самого ложного христианства (но уже с моей стороны), о котором я и решила поговорить. Но без конкретных примеров тему не выразить. Да и не осуждала я ни тогда, ни сейчас своих попутчиц – все они довольно милые и хорошие женщины. Но мне их было жаль, что нет мира в их душе даже в таком благословенном месте, что мирская суета не позволила насладиться атмосферой места. Да там даже по дорожкам можно ходить, затаив дыхание! Не говоря о храмах. А люди смотрели не на святыни, а кто как встал, кто что не так сделал.
Кстати, рядом со мной утром в храме в очереди к причастию стояли две иностранки – ни по-русски, ни по-украински, ни по-английски объясниться не могли. Хорошо, что хоть пару слов, но на русском могли сказать. Венгерки, или румынки – я так и не поняла. Приехали специально, не зная языка к почаевским святыням – потрясающая мимолетная встреча. Спасибо, что они встали рядом, хотя очередей было несколько, - они мне показали потрясающий пример.
Надеюсь, я смогла донести мысль обычного обывателя о самом простом примере ложного или поддельного христианства. Буду благодарна за ваше мнение и оценки. А если кто-то может поделиться историей своей поездки в Почаевскую Лавру, будет просто потрясающе!
А еще я обязательно расскажу о нашей поездке к могиле батюшки Петра (Боярского). Эту поездку мне никогда не забыть. Как и историю жизни и мученической смеpти 20-летнего священника, к могиле которого ежедневно приезжают десятки верующих с России, Украины, Белоруссии, Польши, ближнего и дальнего зарубежья.
Подписывайтесь на мой канал. Здесь будут отражаться обычные будни обычного человека, у которого они - восхитительные, несмотря ни на что.