За более чем вековую историю индустрии сообразительные головы понапридумывали десятки форм-факторов для легковых машин. Одни варианты перешли по наследству еще с конных экипажей, другие накреативили современные рекламщики. А главное, четкую классификацию так никто и не выстроил. Наверное, этого уже и не случится, учитывая моду на безудержное смешение жанров. Но хотя бы основные кузовные типажи фанату техники знать полезно.
Седан
Настоящая классика кузовостроения, по распространенной версии получившая название от французского города Седан, где в 19 веке было развито каретное производство.
Седан – так называемый трехобъемный кузов, у которого моторный отсек, пассажирский салон и багажник отчетливо выделяются при взгляде на машину сбоку. При этом количество дверей может быть разным – две (как у советского «Запорожца» ЗАЗ-968) или четыре, но в любом случае внутри располагается пара рядов полноразмерных сидений.
Сегодня седаны постепенно выходят из моды, однако в высшем автомобильном обществе их позиции еще сильны. Вспомним хотя бы представительский сегмент, где царят Mercedes-Benz S-класса, BMW 7-й серии и Audi A8.
Хетчбэк
Двухобъемный кузов (моторный отсек плюс салон) с двумя или четырьмя боковыми дверями и удобным доступом в багажник через отдельный большой «люк», поднимающийся вместе с задним стеклом.
Популярность хэтчей растет из массовых сегментов, где, по понятным причинам, люди всегда стремились получить при минимальных габаритных размерах максимум практичности и стиля. Для примера вспомним из советско-российского прошлого «Москвич-2141», а из современных моделей – Kia Rio X.
Лифтбэк
Проще говоря – замаскированный под седан хетчбэк. От первого такой кузов взял характерный трехобъемный силуэт, от второго – подъемную заднюю дверь.
В итоге получается визуально престижный, но предельно практичный автомобиль. Пример – нынешние Skoda Rapid и Volkswagen Polo.
Универсал
Поговаривают, термин пошел из Америки, где в начале прошлого века так называли специальные грузопассажирские автомобили, предназначенные для доставки людей и багажа от железнодорожных станций к удаленным поселкам. Поэтому логично, что и современные универсалы, как правило, отличаются просторным салоном и вместительным багажником.
Внешне же такие машины легко опознать по удлиненной крыше и почти вертикальной задней двери. Как раз за характерные пропорции подобные модели порой называют в народе «сараями» и «вагонами». Зато для универсалов спортивной направленности сами производители придумали аристократичное обозначение: шутинг-брейки – по аналогии с историческими охотничьими повозками.
Купе
В старину так называли двухместные четырехколесные кареты, а в наши дни историческое обозначение получили двухдверные спортивные автомобили, у которых если и есть задний ряд сидений, то обычно пригодный для перевозки разве что школьников.
Впрочем, в последнее время автопроизводители взяли моду на выпуск так называемых четырехдверных купе. По сути же такие машины представляют собой разновидность обычных седанов, но с куда более стремительным силуэтом.
Кабриолет
Автомобиль с таким типом кузова оснащается мягким складным тентом вместо жесткой крыши и полностью опускающимися боковыми стеклами. Обычно у кабриолетов только две двери, зато в салоне могут разместиться до четырех – пяти седоков.
Название кабриолет пришло в автопром из «каретного» 19 века, когда этим термином обозначали легкие одноосные экипажи со складной крышей.
Купе-кабриолет
Трансформер – тип кузова, предполагающий жесткую складную крышу. Характерный пример – Mercedes-Benz SLK, с которого в теперь уже далеком 1996 году и начался бум на купе-кабриолеты.
Родстер
Поначалу так называли сугубо спортивные двухместные автомобили без боковых стекол и со складывающимся мягким верхом. Однако со временем под понятие родстер (или спайдер) маркетологи стали подводить едва ли не любой плюс-минус быстрый автомобиль со складной крышей и одним рядом сидений.
Тарга
Так обозначают автомобили со съемной средней частью крыши. Иными словами, тарга – это закрытая машина, способная превращаться в подобие кабриолета с мощной дугой позади сидений.
Термин прижился в индустрии с 60-х годов прошлого века: во многом благодаря компании Porsche, которая ввела понятие тарга в обиход, когда в 1966-м пилоты заводской команды проехали гонку Targa Florio на машинах именно с таким типом кузова. Причем модель 911 Targa немцы выпускают и по сей день.
Особой разновидностью тарги можно считать модели с так называемой Т-крышей. В этом случае жесткий верх снимается над сиденьями водителя и переднего пассажира, а по центру остается продольная балка.
Лимузин
Внешне похож на седан, но отличается удлиненным кузовом и более комфортабельным интерьером. Обязательный элемент – наличие перегородки с опускающимся стеклом позади водителя, позволяющей полностью изолировать пассажирский отсек от передней части салона.
По легенде название типа кузова происходит от французской провинции Лимузен, жители которой носили одежду с характерными удлиненными капюшонами. Еще такие машины нередко величают «пульманами» по имени американского предпринимателя и изобретателя Джорджа Пульмана, получившего известность благодаря роскошным железнодорожным вагонам собственной конструкции.
Как исключение упомяну Германию – там лимузинами называют обычные седаны.
Пикап
Утилитарный автомобиль с открытой грузовой платформой позади пассажирского салона. Количество дверей у пикапа может варьироваться от двух до четырех. Конструкция, как правило, рамная, хотя бывают и исключения вроде Honda Ridgeline или грядущего Hyundai Santa Cruz.
Фастбэк
Двухобъемный кузов – гибрид седана, купе и хетчбэка. От первого фастбэк позаимствовал отдельную от заднего стекла крышку багажника, от второго – стремительный силуэт, а от третьего – практичность. Одним из ранних фастбэков можно считать советскую «Победу».
Минивэн
Однообъемный кузов с просторным салоном на пять-восемь мест, с двумя-тремя рядами сидений. Как правило, минивэны отличаются широкими возможностями трансформации: кресла можно складывать по отдельности, передвигать в разных направлениях и даже снимать, превращая автомобиль в грузовой фургон. Класс постепенно отмирает, хотя отдельные новинки в России появляются. Среди них – Kia Carnival.
__________________________________________________________________________________________
P.S. Друзья, подписывайтесь на канал – так точно не пропустите новые материалы о технике, вооружении, интересных местах, в которых мне удалось побывать.