Смотрела как-то передачу о друге Высоцкого Михаиле Шемякине. Не помню дословно, но о современном искусстве он сказал примерно так: если мы не понимаем современное искусство, это не означает, что его нет. И добавил, что придет время, когда провокационные арт-объекты станут нам понятными.
Обсуждал он тогда с ведущим баснословно дорогие арт-объекты какого-то художника (в интернете я потом нашла про британца Херста), представляющие из себя заспиртованных располовиненных животных. Я тогда подумала, кому может прийти в голову держать такую кунсткамеру у себя дома? Даже для музея как-то это многовато – это, скорее, для аудиторий ветеринарных институтов. Можно пожать плечами, не понять и пойти дальше.
А дальше было лучше. Понимать современное искусство для меня стало совсем непросто после мини-репортажа о консервах на канале ARTE . Скажу сразу, что изучением истории искусств я специально не занималась. Так что репортаж стал для меня «дер…вым» шоком.
Выпуск был о консервах Пьеро Мандзони, которые в некоторых музеях стали подтекать. Да-да. Репортаж показал ржавые банки, под некоторыми из которых красовались «лужи». Благо арт-объекты были под стеклом.
А ужас-то в чём? На баночках возрастом с 1961 года рядом с автографом автора красуется надпись «Дер..о художника». Уже как 60 лет чудо-банки странным образом манят коллекционеров и заставляют платить за них колоссальные деньги на аукционах. Я думаю, что Мандзони хотел обычной провокации абсурда современного искусства и его ценителей. Жалко, что умер спустя 2 года после своей идеи, так и не увидев, что провокация более чем удалась.
Ладно. С вышеописанными провокациями я столкнулась лишь через экран монитора, не успев уловить запах формальдегида и еще чего похуже. А вот с одним из арт-объектов встретилась воочию. И этого столкновения совершенно не ожидала - не по тематике выставки был объект.
Это была выставка, посвященная современной Европе: тема, касающаяся миграции, сепарации и других понятий, заканчивающихся на -ции. И вот, значит, из одной музейной комнаты слышим мы с товарищами странные душераздирающие вопли. Аж мороз по коже.
Заходим. А там на полу лежат камни и из спрятанной где-то колонки идут эти жуткие крики. Описание объекта нам мало что-то прояснило. Скорее, заставило еще более усомниться в нашем понимании современного арта.
Табличка гласила, что художник специально записал на диктофон крики тяжело больных пациентов. Ходил какое-то время и специально выискивал по госпиталям страшно страдающих людей (после этого описания мне самой поплохело). Затем пошел на пляж. Запрятал среди камней колонку, включил звук. И ушел. Эксперимент не заставил себя долго жить. Люди, живущие около пляжа, изрядно испугались и вызвали полицию. Арт-колонка была ликвидирована. А новая теперь вместе с камнями того пляжа путешествует из музея в музей, в одном из которых мы и оказались.
Ни провокации, ни хайпа в этом кричащем арт-хаусе мы не увидели. Может была отсылка к какому-то произведению или событию? В любом случае ничего кроме желания быстро удалиться из арт-комнаты, чтобы не травмировать психику, не было.
Вот не пойму я - где эта тонкая граница между разумной провокацией и реальным безумием современного арта?