С июня 2020 года в СМИ активно рассказывали о переносе ответственности за замену счетчиков на плечи ресурсоснабжающей компании (гарантированного поставщика). Это нужно еще и потому, что новые «умные» счетчики будут иметь возможность дистанционно отключать должников. Однако, оказывается, что многие собственники до сих прибегают к платной установке электрических счетчиков. Зайдя на сайт ТНС-Энерго, я была удивлена. Они действительно предлагают услуги по ПЛАТНОЙ и БЕСПЛАТНОЙ замене счетчика. Указывая, что платная будет осуществлена максимум за 7 рабочих дней с счетчиком «расширенного функционала». А вот бесплатная может затянуться аж до полугода. Естественно, собственник опасаясь лишних трат за выставленную электроэнергию по нагрузке (спойлер - это неправда) за полгода ожидания при неисправном счетчике, прибегнет к платной установке счетчика.
Первым делом я решила проверить этот полугодовой срок. п. 80 в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" рассказывает об условиях замены счетчиков электроэнергии. Оказалось правда, на замену прибора дают аж 6 месяцев. А с 1 января 2022 года простые счетчики, которые пока устанавливают ресурсники (т.к. они дешевле) будут под запретом. Всем придется перейти на «умные счетчики». Но опять же этот переход на добросовестном собственнике никак не отразится.
Законом так же не запрещена платная установка счетчика по желанию собственника. Но зачем?
1. Установка счетчика с расширенными возможностями на самом деле, расширяет возможности только ресурсоснабжающим организациям. Благодаря "умному" счетчику можно будет дистанционно в режиме онлайн получать показания, анализировать потребление и самое главное, отключать неплательщиков. Такие счетчики защищены от внешнего воздействия. А если вы попытаетесь в него проникнкуть, то он тут же подаст сигнал на диспетчерский пункт. Такие контроллеры часто требуют и установки SIM-карты с интернетом (кто ж за него будет платить, как не Вы?). Я не против "умной" системы, но пусть она будет не за мой счет.
2. В этом же постановлении п.59 описан порядок начисления платы при поломке, истекшей поверке или срока годности.
Получается, если до этого счетчик работал более 6 месяцев, от следующие 6 месяцев или до установки нового счетчика счета будут выставлять счета по среднему энергопотреблению. В кондиционерный период это может быть даже выгоднее)).
Однако, если у вас его не было совсем, то придется платить по нагрузке (сумма обычно больше, чем среднемесячное потребление). Тогда допускаю, что появится выгода от установки за свой счет, но не факт.
3. Если счетчик находится в свободном доступе (на лестничной площадке, например), то его установка не потребует вашего присутствия. Там вполне справятся представители УК.
4. Обладатели старых счетчиков тоже могут жить спокойно: рабочие счетчики обязательной срочной замене на «умные» не подлежат.
«Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты. »
Единственное, что должен сделать собственник: в случае выявленной поломки сообщить об этом поставщику электроэнергии. Все остальные данные по сроку службы и времени поверки у них должны быть.
Я не исключаю, что есть некие частные случаи, в которых установка счетчиков за свой счет будет оправданной. Например, если счетчик находится в квартире, а вы очень занятой человек и не можете ждать бесплатной замены. Ведь экономия все таки должна быть рациональной.
Если моя статья была интересной, прошу поддержите меня, нажав подписаться на канал и «пальчиком вверх».
Еще в рубрике "Знай свои права!":
Добро пожаловать в очередь! Что бесплатного осталось в медицине?
История о том, как Маша с открытыми люками боролась
Даешь ежегодное повышение зарплаты!