Найти в Дзене
Новый драматический театр

"Актриса" Юрия Пименова: история шедевра

Великого советского художника Юрия Ивановича Пименова мы знаем прежде всего как автора знаменитых полотен "Новая Москва", "Свадьба на завтрашней улице", "Лирическое новоселье", "Инвалиды войны"... Столица, её жители, романтика труда, созидательная жизнь советского человека, городской пейзаж, жанровые сцены, где будничные сюжеты становятся необыкновенными за счёт ракурса, композиции, импрессионистской лёгкости исполнения и свежести красок... Имя Юрия Пименова прочно ассоциируется с понятием "соцреализм", несмотря на то, что ни тематика, ни творческая манера живописца (а этот художник прежде всего живописец, хотя работал и в графике) не укладываются в прокрустово ложе этого понятия. Впрочем, если относиться к этому направлению в искусстве безоценочно, можно сказать и так: мы видим работы одного из самых талантливых его представителей. Сам Юрий Иванович предпочитал называться "реалистическим импрессионистом"... певцом московских окон, шумных улиц, высокого неба и счастливых улыбок на молодых лицах. Однако была и особая тема, о которой мастер отзывался с неизменной нежностью:

... Театр околдовал меня... Как замирало сердце, когда медленно гас свет в зале, мерцание золота и трепетное сияние люстр сливались с первыми звуками оркестра и поднимался занавес, эта волшебная стена, отделяющая тебя и других зрителей от таинственного мира сцены… (Цит. по: "Мастера и шедевры", т. 3)

И это не просто слова: свою страсть художник воплотил в картинах, которые могли бы, собранные вместе, составить небольшую тематическую выставку о театре: прелестная акварель "Антракт актрисы", исполненное сладкого предчувствия полотно "Перед выходом на сцену", живая и естественная сценка "Опоздавшие", необычайно атмосферная иллюстрация к пьесе Островского "Бесприданница" и множество других работ. Пименов был и сценографом, о чём тоже вспоминал с радостью:

Я узнал необыкновенный и не знакомый зрителю мир изнутри, он стал моим «производственным местом»... Я знакомился с тем, как живопись эскиза переходит в большой размер сцены, как свет освещает и меняет расписанный холст, как бутафорские материалы на сцене становятся драгоценными, а спектакль, собранный по частям из разных цехов, от разных мастеров, превращается в нечто единое и цельное. Душа зрелища как-то приблизилась и раскрылась, стали понятны механизмы многих тайн, но очарование осталось...

"Актриса" (1935)

Репродукция "Актрисы" (оригинал хранится в Третьяковской галерее)
Репродукция "Актрисы" (оригинал хранится в Третьяковской галерее)

Посмотрим внимательно... Лицо главного персонажа скрыто от нас, виден лишь краешек подбородка и руки, чуть полноватые, но красивые, даже перед зеркалом -- в привычно изящном жесте. В стандартных описаниях можно встретить предположение, что #актриса готовится к выходу, до которого остались считанные минуты, но это, на наш взгляд, странно: ведь костюм небрежно брошен на спинку стула, когда же актриса успеет одеться, поправить причёску? К тому же, перед выходом с платьем так не обращаются: его бережно вешают на плечики, чтобы не измять и не повредить... Нет, скорее всего, взгляд художника застал происходящее в гримёрке сразу после спектакля, в тот момент, когда женщина сбросила сценический костюм и, ещё взволнованная аплодисментами, начинает снимать #грим.

Чего только нет на столике в женской грим-уборной! Пустой винный бокал, белые перчатки, недопитая чашка кофе, стакан воды, духи, косметические принадлежности... Сочетание красного и золотого в цветовой гамме не только создаёт ощущение "творческого беспорядка", но и символически отсылает нас к оформлению старинных театральных залов, с их алым бархатом, позолотой и роскошными хрустальными люстрами.

Юрий Пименов -- ценитель мгновения, он схватывает, казалось бы, обычные для каждого актёра минуты, и они оборачиваются на картине целым миром... Пройдут столетия, но актёры всё так же будут сидеть за своими столиками, пить вино после премьер и кофе перед утренней репетицией, волноваться, учить текст, ждать... Каждый предмет, изображённый художником, наполнен поэтическим смыслом. Даже то, что мы можем только догадываться, как выглядит актриса -- можно прочесть как призыв поразмышлять не о конкретной судьбе, а о тайне актёрского искусства как явления, в любые времена и в любой точке планеты... Есть, правда, и более прозаичное объяснение, предлагаемое специалистами: не показав лица, автор даёт понять, что героиня погружена в #творчество, и ничто её не может отвлечь.

Написана "Актриса" в 1935 году, а московская театральная жизнь в середине 1930-х годов была столь же насыщенной, сколь сложной. Ещё творит Мейерхольд, но официально "эксперименты" 20-х уже не поощряются; ещё жив Станиславский, но МХАТ отчаянно ищет новые пути; в Малом театре ставят "Отелло", идёт волна спектаклей по Шекспиру... Театр пытается соответствовать требованиям власти. Но в полотне Пименова при всём желании не найти тревоги и мрака.

Есть еще одна, очень важная тонкость в моих отношениях с театром. Именно театр давал мне много работы в ту, теперь уже давнюю пору, когда моя живопись «не шла», когда меня прорабатывали за «импрессионистичность» и обвиняли в тысячах несуществующих формалистических грехов. Тогда театр просто помогал мне жить. Это был хлеб мой насущный, это была и моя любовь.

👉 Читайте на нашем канале материалы из серии "История шедевра":
"Театр" Оноре Домье
Судьба одного эскиза