Чёрный квадрат Малевича считается концептуальным и культовым явлением искусства, что подразумевает его уникальность и первородность. Но всё ли здесь так однозначно?
Добро пожаловать на канал сайта Энциклопедия Заблуждений, рассказывающий о популярных мифах и стереотипах
Дело в том, это не первый чёрный четырёхугольник в истории искусства. Более того, Казимир Малевич почти наверняка это знал. Да и сам этот квадрат не первая, а может даже и не вторая картина на данном холсте. Также не исключено, что философия супрематизма создавалась уже по факту написания квадрата, а не до его появления. Но, обо всём по порядку.
Эволюции чёрного квадрата
Чёрный квадрат — это скорее название некоего узнаваемого бренда. Сама же картина 1915 года называется "Чёрный супрематический квадрат", и с неё начался стиль супрематизм. Позже вышли три авторские копии: в 1923, и 1929 годах, а также на рубеже 1920-30 годов. И вот они уже назывались просто чёрными квадратами.
Цветные квадраты Малевича
Также Казимир Малевич создал красный и белый квадраты. Красный появился в том же 1915 году, а белый ("Белое на белом") - тремя годами позже.
Чёрный круг, чёрный крест и прочие фигуры
Ещё были "Чёрный круг" и "Чёрный крест". Их часто называют частью своеобразного триптиха. Мол если квадрат начнёт вращаться, то получится круг, а крест — это совокупность пяти квадратов. Однако, на футуристической выставке «0,10» (Ноль, Десять), открывшейся в 1915 году в Петербурге, все они висели отдельно. Да и размеры у них несколько отличаются, хотя писались они специально для этой выставки. При этом супрематический квадрат висел в верху угла стен зала, претендуя на роль новой иконы.
Что скрывает квадрат Малевича
Первый супрематический квадрат отличается от последующих множественными трещинами — кракелюрами, появившимися из-за массивности красочного слоя. В 2015 году на конференции, посвященной столетию картины, озвучили результаты её рентгеноскопии.
Несколько картин на одном холсте
Выяснилось, что под квадратом скрывается даже не одно, а скорее всего два изображения. Нижнее — кубофутуристическая композиция, а среднее — протосупрематическая (т.е., предвестница супрематизма).
Решение переписать исходную картину могло быть как обдуманным, так и спонтанным.
Доводы в пользу обдуманного решения
Малевич использовал не просто чёрную краску, а специально приготовленную смесь. Заместитель заведующего отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Елена Любавская утверждает, что художник смешал:
"черную железно-окисную краску — охру, черную органическую краску, которую мы определили как жженую кость, и арсенит меди, это темно-зеленая медная краска".
Также она высказывает мнение, что:
"Чтобы добиться нужного цвета, он экспериментировал, искал соотношение. Допустим, если бы он использовал больше арсенита меди, то получился бы черно-зеленый квадрат. Значит, художник думал, готовился, работал сознательно, а не спонтанно".
Ещё можно вспомнить участие Малевича в работе над эскизами костюмов и декораций для оперы "Победа над Солнцем" 1913 года. В 1915 году автор музыки оперы Михаил Матюшин собирался выпустить второе издание партитуры, и Малевич выслал ему эскизы тех декораций с пометкой, что они "в том виде, какими они были сделаны в 1913 году". Это же относилось и к изображению чёрного квадрата с "завесы в акте, где состоялась победа".
Доводы в пользу спонтанности
Но появление чёрного квадрата в 1913 году не означает, что Малевич думал о нём все последующие годы. Обращение Матюшина могло просто воскресить этот образ в памяти Малевича, придав ему заодно новый смысл. Если в 1913 году чёрный квадрат заменил собой солнечный круг, став символом победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы, то в 1915 году он стал символом отказа от кубофутуризма и рождения супрематизма.
И смешанная заранее краска не обязательно готовилась именно для этой работы. Упоминаемую ранее Елену Любавскую спрашивали, встречалась ли такая смесь цветов в других работах Малевича. Её ответ:
"Пока сложно сказать — мало исследований. Но наши коллеги из Русского музея подтверждают, что Малевич использовал арсенит меди и жженую кость в работах, которые хранятся в их собрании. Может быть, это для него характерный прием, излюбленная краска. Это предстоит еще исследовать".
Также все художники хорошо осведомлены о печальных последствиях слишком толстого красочного слоя. Поэтому они берут использованные холсты только вынужденно, когда под рукой нет чистого. Если бы написание квадрата было заранее обдуманным решением, для него нашёлся бы чистый холст.
Надпись на картине
И теперь о ещё одном важном открытии. В левом нижнем углу картины была обнаружена карандашная надпись, выполненная подчерком автора: «битва негров ночью» . Этот факт открывает цепь историй и показывает, что Казимир Малевич был осведомлён о том, что его квадрат не первый в истории.
Прешественники чёрного квадрата
Альфонс Алле
В 1882 году, за три десятилетия до квадрата Малевича, французский журналист, писатель и юморист Альфонс Алле начал серию монохромных полотен с остроумными названиями. Он вообще был человеком с хорошим чувством юмора и считается одним из трёх отцов популярного афоризма: "Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра". Два других отца — Марк Твен и Оскар Уайльд.
Первым в цикле Алле стало полотно чёрного цвета под названием "Битва негров в пещере глубокой ночью". Правда оно не квадрат, а прямоугольник, да и слово «супрематизм» Алле не употреблял. Он воспринимал это как шутку, без претензий на новую философию. Однако, судя по этому названию и обнаруженной на картине Малевича надписи, Казимир прекрасно знал это шуточное произведение.
За этим последовало ещё 6 аналогичных полотен, но других цветов, и два из них весьма примечательны. Это "Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору" в виде белого прямоугольника и "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами" в виде прямоугольника красного.
Если помните, Малевич поступил аналогично, и за супрематическим квадратом последовали Красный квадрат и Белое на белом.
Поль Бийо
Альфонс Алле подхватил и развил идею другого француза, своего друга, драматурга и либреттиста Поля Бийо. На парижской выставке "Искусство непоследовательных" 1882 года Поль выставил работу под названием: "Ночная драка негров в подвале".
Поль Гюстав Доре
В 1854 году, другой француз — гравёр, иллюстратор и живописец Поль Гюстав Доре, выпустил книгу-альбом "Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями". На обложке альбома красовался чёрный прямоугольник с надписью "Происхождение российской истории теряется во мраке веков".
Берталь
В 1843 году там же во Франции появился чёрный прямоугольник карикатуриста, портретиста и иллюстратора Берталя. Он создал картину "Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети" — горизонтальный чёрный прямоугольник, покрытый неясными знаками.
Роберт Фладд
Но ещё в 1617 году в Англии уже был свой чёрный квадрат. Его создал врач, философ, герметист-мистик, астролог, музыковед и теоретик музыки Роберт Фладд. Он оставил множество сочинений. В трактате "Обоих миров, Великого и Малого, метафизика, физика, а также специальная история" есть гравюра чёрного квадрата с белыми полями под названием "Великая тьма". С каждой стороны этого квадрата написано: "И так до бесконечности".
Однако и этот чёрный квадрат не был придумкой Фладда. В Англии XVII века была традиция печати траурных книг, которые открывались черным четырехугольником с белыми полями вокруг. Позже стало принято печатать его слева на каждом развороте поминальных книг. Самая ранняя известная подобная книга выпущена в Лондоне в 1612 году по случаю смерти от тифа принца Генри, сына короля Джеймса I.
В нужное время, в нужном месте
Казимир Малевич начинал свой путь с импрессионизма, затем перешёл в кубофутуризм. Это авангардное направление соединило принципы французских кубистов и итальянских футуристов. Малевич просто не мог не знать историю этого стиля. И что буквально несколькими десятилетиями ранее во Франции было сразу четыре чёрных прямоугольника он тоже почти наверняка знал.
Чёрный квадрат Малевича минимум шестой в череде подобных, и на этом холсте он тоже не первая работа. Сказать, что это было абсолютно оригинальное творение нельзя. Но до Малевича подобные вещи воспринимались либо мистически, либо чаще всего юмористически. Малевич же подвёл под него некую концептуальную философию. Хотя тоже не сразу, а чуть позже. Вот слова самого Казимира Малевича:
"Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог".
Философия супрематизма легла на благодатную почту. Мир трещал и ломался, уже шла Мировая война, европейские империи неслись к своему краху. Во всех сферах общественной жизни происходил поиск и становление чего-то нового.
***
P.S.: Ссылки на источники указаны в оригинальной, более полной версии статьи на сайте Энциклопедия Заблуждений
Вас могут заинтересовать и другие мои статьи, например:
Ключевые слова:
#черный квадрат #малевич #супрематизм #искусство #художник