1 апреля на экраны вышел полнометражный фильм "Майор Гром. Чумной доктор" - экранизация комиксов издательства "Bubble Comics".
Поговорим об истории образов "Майора Грома", своеобразной атмосфере фильма, а также о том, как герои оригинального комикса преобразились в кино.
Майор Гром.
Майор полиции Игорь Гром - главный герой серии комиксов, изданных в 2012-2017 годах "Bubble Comics" - пожалуй, главным российским профильным издательством. Майор Гром - честный полицейский, борющийся с преступностью не ради денег и славы, а ради торжества справедливости, снискал популярность среди читателей.
Вполне закономерным оказалось решение экранизировать отечественный комикс, что стало своеобразной пробой пера в данном жанре в российской киноиндустрии. Ещё в 2017 году вышел короткометражный фильм о том, как майор Гром борется с грабителями банка в масках героев мультфильма "Шайбу-шайбу".
Короткометражка получилась динамичной и забавной, снискала много положительных отзывов и, в итоге, стала приквелом к полнометражной картине о приключениях удалого майора полиции.
Игоря Грома в новом фильме сыграл актер Тихон Жизневский. Его образ получился по своему привлекательным. Актер отлично справился с задачей и сумел раскрыть героя с разных сторон.
В выпусках комикса, посвященных Чумному доктору, Гром предстает перед читателями как некая смесь Шерлока Холмса и Остапа Бендера. Осознающий собственное превосходство полицейский бесстрашно лезет в драку, решает вопросы кулаками, не всегда применяя смекалку и дедукцию. Надо сказать, что герой не лишён обаяния. Он мужественен, остроумен и смел, чем быстро привлекает внимание своей будущей зазнобы.
В фильме главный герой также силен и смел, но его сделали более расчётливым. Необдуманные драки Грома из комиксов, в фильме стали частью логических цепочек, которыми в своих мыслях майор просчитывает возможный порядок действий. Этот прием использован ещё в коротком приквеле и успешно развит в полном метре. Такая фишка напоминает Шерлока Холмса из фильма Гая Ричи. Но почему бы и нет. Оба героя - отличные детективы, не лишенные смекалки. Посчитаем это удачным заимствованием, а не воровством. Так или иначе эта и другие детали фильма добавляют иронии в историю, которая изначально присутствует в комиксе. В фильме также имеются несколько удачных шуток и множество забавных моментов.
Главная неудача майора в выпусках о Чумном докторе - то, что он ошибается с раскрытием личности преступника. Это оборачивается для него отстранением от дела. Чумной доктор же сам раскрывает себя. В фильме сценаристы опускают эти события. Зато добавляют не менее интригующий момент с подставой врагом самого майора и попаданием последнего под следствие.
В фильме главный герой показан более реалистичным. Он - не обаятельный супермен, а простой мент, отличающийся от коллег превосходством профессиональных качеств. Хотя он и решает вопросы порой незаконным путем, через свои каналы связи с мелкими преступниками, которых по сути "крышует". Плюс ко всему Игорь Гром в фильме - настоящий герой-одиночка. За что его, видимо, и не долюбливают коллеги. Не столько за то, какой он крутой, и что действует своими эксцентричными методами, а потому что он вне коллектива. Он привык действовать один, доверяясь разве что своему начальнику и по-совместительству лучшему другу отца полковнику Прокопенко. Из-за этого в определенной степени отличается от комикса развитие его взаимоотношений с другими персонажами фильма, о которых речь впереди.
Чумной Доктор.
Главный антогонист по сюжету - таинственный мститель в костюме Чумного доктора. В комиксе злодей в маске совершает жестокие убийства власть имущих, коррумпированных чиновников и врачей под видом благородного разбойника. В фильме его жертвами становятся не чистые на руку богачи и мошенники высшего порядка.
Образ Чумного доктора - эта отсылка к врачевателям средневековья и эпохи Возрождения, главной задачей которых являлось не столько лечение от чумы, а предотвращение развития болезни и эпидемии. Большую роль в их деятельности играл огонь. Язвенные проявления болезни на телах инфицированных активно прижимались, тела умерших предавали кремации. Все это должно было предотвратить последующее заражение.
Тему огня использовали как главный мотив создатели фильма. Чумной доктор огнём очищает город от "чумы беззакония". В комиксе помимо расправы огнём доктор использует и другие аллюзии на исторические события прошлого. Майор Гром пытается с помощью изучения этих аллюзий вычислить дальнейшие ходы преступника. В фильме сцены с убийствами оказываются менее жестокими и сводятся к общим планам с сожжением предполагаемых жертв путем взрывов и огневых спецэффектов. Отсутствие откровенных кровопролитий и изуродованных трупов позволило снизить рейтинг фильма до 12+.
В комиксе Чумной доктор использует разные методы, а в фильме его главным оружием является огонь. В основном, это зажигательные снаряды, которыми оснащены перчатки-огнеметы на костюме доктора, и которые герой активно использует в качестве взрывчатки. В какой-то момент в облике доктора явно угадывается образ Бетмена, хотя сами герои фильма шутят на эту тему, подчёркивая очередное заимствование. Но заимствование стилизованное, ведь сам образ Чумного доктора не нов. И если собрать все отсылки и детали из других источников, использованные и в комиксе, и в фильме, они будут бесконечно напоминать о вторичности. Но в истории все же главный герой - это майор Гром, и он вполне оригинальный персонаж.
В этом абзаце будет спойлер! Важной деталью фильма является душевная болезнь главного злодея. На ней же строится некоторая интрига фильма для тех зрителей, которые увидят "Майора Грома" впервые, не знакомы с оригинальным сюжетом и не так внимательно смотрели приквел. В оригинальном комиксе болезнь тоже имеет место, но проявляется позже, уже после событий, описанных в фильме. В кино же болезнь удачно оправдывает некоторые недочёты в поведении героя - относительная проходимость его офиса для посторонних, "недооценивание" майора, уверенность в собственном превосходстве и, главное, в собственной правоте. В комиксе Чумной доктор преследовал главной целью безграничную власть, а расправы над нечестными чиновниками были лишь прикрытием, чтобы толпа поддержала его злодеяния. В фильме злодей действительно верит в благородность своих поступков - "прижигать раны зла на теле государства", ввиду того, что у него замашки маньяка, усугубляющиеся болезнью. Только в конце фильма на короткий момент антогонист признает свою манию величия, но все также в рамках своего права наказывать. Душевные метания Чумного доктора, как не странно, вызывают больше симпатии к герою фильма, нежели в комиксе. Он болен, хочет помочь, но не теми методами, и т.д и т.п.
Псевдоблагородные побуждения доктора также работают на главные вопросы, поставленные в фильме - можно ли вершить самосуд?, наказывать людей через казни пусть даже за темные делишки?, стоит ли поддерживать такие действия и возводить в герои города жестокого мстителя в маске? В комиксе эта составляющая истории является лишь прикрытием врага в стремлении властвовать над толпой. В фильме и герой, и антигерой более романтизированы, но при этом и более реалистичны. Яркие пафосные поступки протагониста и антогониста в комиксе вполне соответствуют жанру. А в фильме они показаны менее эксцентричными и не оторванными от реальности.
Стоит добавить, что и сам майор Гром в комиксе действует, на первый взгляд, отвлечённо от общих проблем. Кажется, что ему важно лишь перебороть и поймать преступника, а что творится вокруг, его не интересует. В кино же действия майора в попытке улучшить ситуацию в городе и в стране являются чуть ли не главным выводом. При чем Гром борется с преступностью голыми руками без использования всяких огнеметов.
Другие герои.
Уже говорилось выше о том, что Игорь Гром предпочитает работать один. Но по сюжету у него все же появляются два основных помощника. Во-первых это стажёр Дима Дубин - бойкий парень, готовый ринутся в бой вслед за своим напарником. В комиксе Гром сначала недооценивает молодого человека. Но Дима довольно быстро проявляет способности в рукопашной схватке, да и умом парень не обделён.
В фильме Гром, как истинный герой-одиночка, не доволен, что вынужден работать с напарником. Он заваливает парня текущей рутиной, а сам занимается главным расследованием - раскрыть Чумного доктора (хотя от дела его на тот момент уже отстраняют). В фильме Диму показали более наивным, и не столько сильным физически, а смышлёным и смелым пареньком. Так что ему пришлось доказывать Грому свою состоятельность не в кулаках, а в смекалке. Игорь же не то, чтобы не воспринимал всерьез напарника. По ходу действия становится понятно, что майор просто переживал за молодого неопытного коллегу, как бы чего не вышло. Внешне актёр Александр Сетейкин, который и исполнил роль Димы, вполне соответствует книжному персонажу.
Ещё одной помощницей Грома стала блогер и журналистка Юля Пчёлкина. Небольшой спойлер, хотя многие и так могут догадаться, что Юля - потенциальная девушка Грома. В комиксе она в сущности является красивым дополнением к герою, эдаким подарком за победу над злом. Гром и Юля знакомятся после удачного спасения девушки от грабителей, и их отношения развиваются довольно стремительно. Это типичная деталь для мужского комикса - пышногрудая красотка, которая сразу льнет к своему герою.
В киноверсии Юля не сшибает красотой наповал. Хотя актриса Любовь Аксёнова, исполнившая роль Юли, обладет некоторым очарованием. Ее образ скорее соответствует профессии. Это не "няшное" существо из комикса. Девушка действительно производит впечатление активной журналистки, которая готова рисковать жизнью ради хорошего материала. Она, в отличии, от первых частей комикса имеет свое лицо, и не сразу вешается на шею майору. Да и Гром не спешит подпускать к себе девушку. Их отношения развиваются постепенно. Каждый крут в своей стезе, и при этом они не кичатся перед другом своими достижениями, относятся с уважением. Почти сразу становится заметна симпатия между Игорем и Юлей. Но их отношения в начале скорее партнёрские. В какой то момент они переходят в дружбу. А там уже и до романтики недалеко.
К слову сказать сближению майора с Юлей и принятию напарника Димы способствует в значительной степени полковник Прокопенко, который советует Игорю - быть открытым людям. Он по сути является самым близким человеком для Грома, отчасти заменившим ему умершего отца. Прокопенко в фильме сыграл Алексей Маклаков, который удачно вписался в образ "мирового мужика". Душевность отношений майора с начальником как со своим старшим наставником подчёркнута в фильме.
В сюжет фильма введен отсутствующий в комиксе подросток-сирота по имени Лёша. На его примере также раскрывается тема уместности самосуда. Лёша является последователем Чумного доктора, но в момент возможной расправы над своим личным обидчиком, он сумеет вовремя остановиться.
Атмосфера. Санкт-Петербург.
Действие истории происходит в альтернативном Санкт-Петербурге. Встречаются знакомые городские названия. Сюжет комикса отчасти связан с фанатами главной петербургской футбольной команды Зенит. Однако общую атмосферу составляют обычные улицы, заведения для взрослых и общепит. В целом город в комиксе предстает по большей части безликим фоном. Хотя на этом фоне развиваются вполне реальные события - митинги на улицах, полицейский беспредел и т.д. и т.п.
В фильме общей картинке добавили приметы места действия. Ещё в короткометражке 2017 года ключевая сцена погони за грабителем происходит в заброшенном здании, которое широкому зрителю может ни о чем не говорить. Но знающие петербуржцы узнают в данной локации печально известный недостроенный отель на Петроградской стороне.
В новом фильме приметы места усилены. Постоянно мелькает купол Исаакиевского собора, узнаются острова с высоты птичьего полета, "Пять углов" и другие "примечательности". При этом Петербург согласно комиксу показан несколько альтернативным. Он предстает как бы в будущем, когда помимо башни Газпрома "Лахта-центр" построены и другие небоскребы. На месте некоторых исторических зданий мелькают новостройки. А полицейский участок, располагающийся к слову в Мраморном дворце, стилизован под департамент полиции из какого-нибудь голливудского боевика.
Но и старый Петербург тоже присутствует в фильме. Главным образом в атмосфере дома главного героя - неухоженной квартиры в верхнем этаже старого питерского особняка. Нам показывают и эрмитажных атлантов, грозно наблюдающих за происходящим на улицах. Все эти приметы уместны и радуют глаз посвященных. Атмосферу Петербурга непременно усиливает и саундтрек фильма, весомую долю в котором занимают каверы на песни старых добрых питерских рокеров.
Что касается общей событийной составляющей, тема мирных митингов практически перекрывается беспорядками на улицах в поддержку Чумного доктора. Полицейский произвол из комиксов сводится не к превышению полномочий, а наоборот к их бездействию по отношению к ситуации в городе. Можно считать это неким компромиссом в отражении реального положения вещей. Но и не стоит думать, что фильм возвышает полицию и дискредитирует действия несогласных. Ведь и сам майор Гром работает один, будто намекая, что никому не стоит доверять, даже ментам. А поражение Чумного доктора является результатом того, что он слишком много на себя берет. А в деле противодействия власть имущим надо действовать мирным продуманным путём, чтобы враг не смог тебя скомпрометировать. В конечном итоге параллели с современной политической и социальной действительностью присутствуют не только в комиксе, но и в фильме.
Тема компьютерных технологий, соцсетей и децентрализации управления пользовательским контентом раскрыта интересно и к месту. Один из героев фильма - создатель соцсети "Вместе", напоминающий нам Павла Дурова, по имени Сергей Разумовский претендует на звание героя нашего времени. И это тоже актуальная деталь из оригинального комикса, удачно перенесенная на экран.
Впрочем вопрос о том, кто же все таки настоящий герой времени - майор Гром, Чумной доктор или этот самый Разумовский, будто так и остаётся открытым. Но мы то понимаем, что победитель тот, за кем при всей "заварушке" не осталось ни одного реального убийства. А это по всем раскладам именно он - герой, чья служба и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна...
Спасибо за внимание!