Найти в Дзене
Христофор+

Что означает снятие 7-й печати (Откр.8:1-6)? План домостроительства Божия в последние времена

Мы продолжаем цикл статей об единственной пророческой Книге Нового Завета - Откровении святого Иоанна Богослова. И сегодня в основе традиционного мини-расследования - снятие седьмой печати (не путать нашу статью с анализом "Седьмой печати" Ингмара Бергмана: фильм великолепен, но речь не о нем, а о последней книге Нового Завета).

Снятие седьмой печати с Книги Премудрой памяти Божией происходит у святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 8 главе Апокалипсиса. Это событие становится у любимого ученика Христова (Иоанна) символом полноты Откровения Божия о будущем человечества. Ибо седьмая печать на Книге Божиих судеб - последняя. Восьмой печати нет.

Седьмая печать снимается для того, чтобы до конца, до последней йоты раскрыть план домостроительства Божия; показать человечеству силу Его Божественной любви и - одновременно - справедливости, ибо в Царство Небесное никогда не войдет ничто нечистое (Откр.21:27).

Не случайно снятие седьмой печати в 8 главе Откровения происходит в максимально торжественной обстановке. Сначала воцаряется безмолвие. Затем визуализируются семь предстоящих Богу ангелов с трубами.

Ангел трубит. Фреска. Изображение взято в открытых источниках.
Ангел трубит. Фреска. Изображение взято в открытых источниках.

Один из них совершает нечто вроде небесного каждения (вознося Богу молитвы святых с фимиамом). После чего тотчас посылает на грешную землю грозное знамение Божественного присутствия посредством голосов, громов, молний и землетрясений. Святой Иоанн говорит:

"И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить" (Откр.8:1-6).

Снятие седьмой печати - это начало конца земной жизни, переход из времени в вечность. У свт. Андрея Кесарийского снятие седьмой печати означает окончание земного жительства, когда "по наведении наказаний и прекращении земного, явится царство Христово" (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис). Ту же мысль выражает прп. Экумений Триккский. У него событие снятия седьмой печати с Книги судеб Божиих образует для верных христиан "совершеннейшую славу" (Экумений Триккский, прп. Комментарий на Откровение). Ибо снятие седьмой печати превращает рабов Божиих в сынов и наследников Его, призванных соцарствовать со Христом и быть прославленными вместе с Ним.

Понятно, что до тех пор, пока не явились антихрист с лжепророком, событие снятия седьмой печати относится не к прошлому и не к настоящему (в котором мы живем), но к будущему , которое еще не наступило... И это будущее следует понимать в Откровении Иоанна не конкретно и не буквально (как будто вот, прилетели ангелы с трубами и сыграли партитуру Страшного суда), но иносказательно, символически.

В этом контексте число ангелов (их насчитывается семь - столько же, сколько было Церквей, которым Бог адресовал наставления в первых главах Откровения) обозначает у свт. Андрея Кесарийского субботство и покой святых (то есть наступление будущего века). Трубы ангелов соотносятся с вестью о приближении Царя-Христа, Который сойдет с неба "при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией" (1Фес.4:16).

По поводу труб. Прп. Экумений Триккский полагает, что те же самые же трубы возвестят о воскресении и пробудят усопших, поскольку, когда Господь "вострубит, и мер-твые воскрес­нут нетленными" (1Кор.15:52).

А "небесное каждение", при котором ангел возносит на алтарь вместе с фимиамом молитвы святых означает принесение жертвы, в процессе которой Христос "приносит за нас Отцу Свою золотую кадильницу, Свое непорочное, Святым Духом зачатое тело" (св. Беда Достопочтенный. Изложение Откровения); чем и очищает совесть людей от грехов их. Ибо, как говорит свт. Андрей Кесарийский, алтарь золотой - это Христос. Фимиам - это молитвы святых. А престол - это небесные силы (ангелы).

Весьма неоднозначно в православной экзегезе истолковывается знамение Божественного присутствия в виде голосов, громов, молний и землетрясений (в Ветхом Завете Бог в этих чувственных образах на горе Синай являл Себя Сам Бог, когда давал Моисею скрижали с Законом).

Жан Леон Жером. Моисей на горе Синай. Изображение взято в открытых источниках.
Жан Леон Жером. Моисей на горе Синай. Изображение взято в открытых источниках.

Латиноязычный богослов Тихоний Африканский полагает, что всё это (громы, молнии и т. п.) - предметы духовные, церковные. По мысли Тихония, "гром – предвестье христианской веры; молния – добродетель трезвости; землетрясение – гонения, приход которых и предвещен, и претерпева­ется в разные времена" (Тиконий Африканский. Фрагменты).

Примерно так же думает свт. Кесарий Арелатский. У него под этими духовными предметами понимаются добродетели Церкви (Кесарий Арелатский, свт. Изложение Откровения). У прп. Экумения Триккского голоса, громы. молнии и землетрясения из 5 стиха 8 главы есть предзнаменования славного явления Господа (Экумений Триккский, прп. Комментарий на Откровение). У свт. Андрея Кесарийского эти духовные предметы являют будущие казни (подобные египетским) нечестивых и/или наказания для нераскаянных грешников. Свт. Андрей говорит:

"Всем этим означаются ужасы, имеющие быть пред кончиною, подобно тому как на горе Синайской они служили присутствия Божественного символами, всех устрашающими и приводящими благоразумнейших к обращению" (Андрей Кесарийский, свт. Толкование на Апокалипсис).

Бог попускает казни нечестивых и наказания для грешников не для того, чтобы просто устранить их, как оппозиционеров (вроде Навального). Или отомстить по принципу "око за око, зуб за зуб" (Лев.24:20). Нет. Смысл всех ужасов, имеющих быть перед кончиной мира, заключается в другом.

По мысли свт. Андрея, ужасы нашего городка постигнут нечестивых и грешных во имя... Божественной Любви, как бы парадоксально это не звучало. Ибо, как говорит апостол Павел, "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6).

Бог будет действовать как Пирогов Чудесный Доктор. Он использует чаши гнева Своего, как врачебные приемы: прижигания и рассечения (операции), которыми только и исцеляется злейший недуг греховный...

Таким образом, снятия 7 печати (если оно вдруг произойдет) бояться особо не нужно... Не только святым, но даже и грешным людям (про нечестивых - разговор особый). Ну, уколят пальчик и все... Сказано же, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22).

В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Изображение взято в открытых источниках.
В. Васнецов. Радость праведных о Господе. Изображение взято в открытых источниках.

Святые отцы вообще рассматривают снятие 7 печати в мажорной тональности. В их понимании это "неисчерпаемое благо" (Прп. Экумений Триккский). Не потому, что мир сгорит и все его дела разрушатся... Нет! А потому, что вернется наконец Хозяин Дома (Матф.24:42-51), который грешников заставит плакать и скрежетать зубами, а праведников поставит над имением своим. То есть наведет наконец в доме (на земле) порядок.

P. S. Бояться (точнее, опасаться) следует всяких нехороших акул-Каракул и бегемотов с антихристом-Бармалеем во главе. Этот зверинец появится не для того чтобы им любовались, но чтобы творить беспредел: бить, кусать и обижать бедных грешников. Но это уже совсем другая история...

А что думаете о снятии 7 печати вы, дорогие читатели? Как понимаете голоса, громы, молнии и землетрясения? Оставляйте комментарии (если можно, из св. отцов), делитесь впечатлениями, не забывайте про лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Четыре всадника Апокалипсиса из будущего - это миф? Читаем Откровение... (Откр.6:1-8)

Конец света переносится? Свт. Андрей Кесарийский о снятии 6 печати (Откр.6:12-17)

Каким будет личное имя антихриста? Расшифровка числа 666

Лжепророк Откровения будет, как полковник Моран?

Что станет знаком начала Армагеддона?

Что нас ожидает во время Армагеддона? Армагеддон: конец царства Антихриста.

Армагеддон: конец антихриста и лжепророка

Армагеддон: конец диавола.