«Ибо ты сказал: «Господь – упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.» (Псалом 90: 9-13).
Ангелы – это служебные духи, которые наставляют людей на путь истинный, утешают в искушениях, защищают от зла и помогают людям обрести спасение. «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1: 14). Ангелы были сотворены Богом ещё до создания человека. Все Ангелы были сотворены добрыми и светлыми. Они обладают свободной волей и разумом. Как известно, из Библии третья часть ангелов злоупотребила своей свободной волей и отпала от Бога, последовав за мятежным ангелом Денницей (Люцифером), «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю.» (Откр. 12: 3-4), а другие Ангелы, остались с Богом и утвердились в Истине, добре и любви к Богу.
В этой статье речь пойдёт именно о светлых Ангелах, их служению Богу и помощи людям. Как известно из Священного Писания, существуют девять чинов Ангелов: Серафимы, которые ближе всех предстоят Престолу Божию: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исаия 6: 2-3) , Херувимы: «И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними.» (Иез. 10: 1), Престолы, «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;» (Кол. 1: 16) Господства, (Кол. 1: 16), Силы «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.»(1-е Петра 3: 22), Власти (Кол. 1: 16), Начала (Кол. 1: 16), Архангелы: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.» (1-е Фес. 4: 16) , и Ангелы (1-е Петра 3: 22.) . Во главе Воинства Небесного стоит Архистратиг Михаил. Михаил и его ангелы победили сатану. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» (Откр. 12: 7-9). Также о Михаиле известно, что он был покровителем Ветхозаветного Израиля: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Моё в Нём. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих. Когда пойдёт пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их.» (Исх. 23: 20-23). Также Михаил является покровителем Нового Израиля, Церкви Христовой. И ещё то, что в последние времена Архистратиг Михаил будет помогать народу Божию, при гонениях на христиан: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.» (Дан. 12: 1).
Так как человек удобопреклонен ко греху, Господь посылает каждому христианину Ангела-хранителя, чтобы оберегать его от греха, наставлять на добро, утешать, поддерживать, молиться за человека, хранить от бед, защищать от врагов, видимых и невидимых. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.» (Мф. 18: 10).
Светлые ангелы близки к Богу и получают от Него Благодать, поэтому они преисполнены любви и добра, чего желают и людям и направляют людей к спасению души. А падшие ангелы, бесы, далеки от Бога, и поэтому преисполнены пороков и всяческого зла, и пытаются втянуть в это людей, чтобы погубить их души. За души людей между ними идёт борьба. Как мы выше говорили, ангелы обладают свободной волей, подобно человеку, поэтому часть из них выбрала быть с Богом и быть послушными Ему, а другая часть отпала от Бога. Люди также могут сделать выбор и уподобиться Святым Ангелам: «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.» (Мф. 22: 30). А бесы, стремятся втянуть людей в грехи, ненавидят род человеческий, потому что люди могут занять их место. Какие же качества свойственны Святым Ангелам?
Светлые Ангелы во всём послушны Богу и исполняют Его волю. «Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его; благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его». (Псалом 102: 20-21). Ангелы несут добро, благую весть людям, как например, Архангел Гавриил сообщил Пресвятой Богородице о том, что Она родит Христа: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.» (Лк. 1: 28). Святые Ангелы славят Бога и любят людей, желают людям добра: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 13-14). Ангелы Божии не осуждают, не судят людей, они наоборот стремятся оправдать их, и вообще никого не осуждают. «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». (Иуда 1: 9). На мытарствах душу сопровождают Ангелы, которые пытаются оправдать её добрыми делами, покаянием, которое душа приносила в соделанных грехах, поддерживают её, утешают. Ангел, будучи свят, душу пытается оправдать, проявляя к ней любовь и милосердие, а бесы, будучи родоначальниками всех грехов и пороков, душу стараются обвинить, осудить. Ангелы защищают людей, боящихся Бога, служащих ему, соблюдающих Его заповеди: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.» (Псалом 33: 8). Когда царь сирийский выступил против Израиля, то на стороне Израиля воевало Воинство Небесное, поэтому Израиль одержал победу: «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея.» (4-я Царств 6: 15-17). Ангелы желают людям спасения души, радуются о кающихся грешниках: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.» (Лк. 15: 10). Также и людям, стоит желать всем спасения, потому что этим они приносят пользу себе, прежде всего. Ангелы стараются уберечь человека от греха, наставить на всякое добро, на служение и прославление Бога: «Тогда, отозвав обоих особо, Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его и благоговейно проповедывать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его. Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас. Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото.» (Тов. 12: 6-8). Ангелы возносят наши молитвы к Богу: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.» (Тов. 12: 15). При явлении Светлых Ангелов, они стараются утешить человека, успокоить, чтобы не боялся, а бесы наоборот устрашают: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн.» (Лк. 1: 13); «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.» (Лк. 1: 30); «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; (Лк. 2: 8-11).
Такими добродетелями наделены Святые Ангелы, которые выбрали служение Богу и утвердились в добре, любви и Истине. Ангелы – это бесплотные духи, и их не видно человеческому глазу. Но святые, обладавшие духовным зрением, видели Ангелов и бесов, и какая между ними идёт борьба за души человеческие. Ангелы, обычно описываются на вид как юноши: «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду.» (Мк. 16: 5) , а бесы на вид, по описанию ужасные, отвратительные существа. Люди также могут уподобиться Ангелам Небесным. Так, например, Господь говорит об Иоанне Предтече, крестившем Христа: «как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».» (Мк. 1: 2-3), потому что он вёл равноангельный образ жизни. И святые отцы, которые отрекаются от мира, приобретают Царствие Божие и святость, называются равноангельными. «Преподобный Исаак Сирин говорит, что познание бестелесных сущностей состоит в уподоблении им, а не через внешние чувства происходит.» Игумен Никон (Воробьев).
Ангел-хранитель помогает нам незримо по жизни, особенно в деле спасения души, служения Богу. Как помогает? Ангелы внушают добрые помыслы, которые соответствуют Евангелию, Божественной Премудрости, действуют на душу умиротворяюще, приносят радость, утешение, удерживают человека от зла и наставляют на всё доброе. И напротив действуют бесовские помыслы, которые противоречат Евангелию, озлобляют человека, раздражают, приносят душе беспокойство, волнение, раздражение, уныние. Ангел-хранитель сопровождает душу после её смерти и защищает её от бесов, которые осуждают её в грехах и стараются низринуть во ад. Если человек ведёт благочестивый образ жизни, молится, служит Богу и ближним, выполняет Волю Божию, то его Ангел – хранитель с ним, и радуется за него, помогает ему во всём. А также Ангел записывает его добрые дела. А если человек слушает беса и впадает в грех, поступает по собственному эгоизму, гордыне, то Ангел-хранитель удаляется от него, но продолжает молиться о нём Богу, чтобы Господь вразумил его. Если человек отражает атаки бесовские, не впадает в грех, по научению беса, то Ангел-хранитель приближается к нему и радуется. Это мы видим из отрывка Евангелия, когда Христос был искушаем дьяволом в пустыне, и после того, как Он отразил его нападки, то «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.» (Мф. 4: 11). У человека есть свободный выбор, кого слушать Ангела, желающего ему добра и спасения, или беса, желающего ему зла и смерти. Даже ради стараний своего Ангела-хранителя, который столько делает для нас, чтобы не расстроить его, нужно стараться жить по Воле Божией и по Его заповедям. «Эти святые и блаженные духи содействуют нашему спасению, чтобы мы усердно служили их и нашему Господу и так спасались.» Святитель Тихон Задонский. А вообще, это нужно прежде всего самому человеку, так как делая добро, служа Богу и ближним, он делает добро себе в-первую очередь. «Госпо́дь испыта́ет пра́веднаго и нечести́ваго, любя́й же непра́вду ненави́дит свою́ ду́шу.» (Псалом 10: 5); «ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать. Грешники же суть враги своей жизни.» (Тов. 12: 9-10). В любой сложной ситуации, да и вообще всегда, можно в молитвах призывать на помощь своего Ангела-хранителя, чтобы он наставил на путь истинный. Церковь почитает святых Ангелов, особо, в понедельник. Это выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. Но вообще, можно их призывать на помощь всегда, когда нужно и молиться своему Ангелу-хранителю.
Также при кончине века Ангелы будут совершать Суды Божии над делающими беззаконие: «Посему как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 40-43). Господь Иисус Христос говорит, что Второе Его Пришествие будет во славе со святыми Ангелами: «ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.» (Мф. 16: 27); «и пошлёт Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.» (Мф. 24: 31).