Отличались и общей идеей конструкции, и исполнением, и судьбой, которая им досталась. Общим было то, что в обеих странах они находились в ведении Военно-морского флота. В Америке даже перед названием каждого писалось USS ( Корабль Соединённых Штатов).
В СССР разработкой воздушных авианосцев занимался талантливый авиаконструктор Владимир Сергеевич Вахмистров
Поскольку тогдашние истребители совершенно не могли равняться по дальности полёта с тяжёлыми бомбардировщиками, Вахмистрову пришла в голову идея, чтобы в группе бомбардировщиков были носители истребителей, которые могли бы доставить их в район предполагаемых боевых действий, а там отцепившиеся истребители осуществляли бы защиту всей группы от истребителей противника.
Первые испытания прошли ещё в 1931 году, конструкция совершенствовалась и видоизменялась. Вот её варианты:
Причём истребители после выполнения задачи должны были иметь возможность снова вернуться на свой носитель. В качестве их использовался уже значительно устаревший бомбардировщик ТБ-3.
В 1938 году Вахмистров предложил использовать истребители И-16 как пикирующие бомбардировщики. Дальность полёта "ишачков" была порядка 440 км, дальность же полёта ТБ-3 с двумя подвешенными И-16 достигала 2500 км. Истребитель снабжался двумя 250-кг бомбами:
Кстати, самостоятельно он с такой нагрузкой взлетать не мог. Вся конструкция называлась "Звено - СПБ (составной пикирующий бомбардировщик). Но на вооружение все эти системы приняты не были, в первую очередь потому, что авиазаводы были завалены уже утверждёнными планами по производству самолётов, да и скептики не дремали, история известная.
И всё же "Звено-СПБ" свой вклад в боевые действия внесло. Когда попытки разбомбить стратегический мост Карла I на Дунае обычными бомбардировщиками оказались неудачными, а пикирующих ПЕ-2 было крайне мало, вспомнили о работах Вахмистрова. Общая длина моста составляла 1662 метра, а общая высота в наивысшей точке 75 метров.
Под нижним настилом моста проходил нефтепровод Плоешти - Констанца. Разрушение моста приводило к приостановке всех железнодорожных перевозок между Бухарестом и другими промышленными центрами, прерывало основную транспортную связь с портом Констанца, ослабляло снабжение румынских войск.
2-я авиаэскадрилья специального назначения 32-го ИАП ВВС ЧФ ранее участвовала в испытаниях "Звеньев-СПБ. Вахмистров был командирован в Евпаторию, где базировался полк. Были привлечены все лётчики, имевшие соответствующий опыт. Под руководством конструктора восстановлены узлы подвески. В качестве пристрелки решили произвести бомбёжку нефтяных объектов в порту Констанцы. Румынские и немецкие зенитчики были готовы отразить нападение бомбардировщиков, но не ожидали бомбёжки от юрких одномоторных истребителей. Налёт прошёл успешно, назад наши И-16 возвращались "своим ходом" до Одессы, а потом перелетели в Крым.
10 августа два, а 13-го три "Звена-СПБ" осуществили налёты на мост. В итоге одна его ферма была полностью разрушена, с нашей стороны потерь не было. 17 августа 6 И-16 удачно разбомбили плавучий док в Констанце. В конце месяца пикировщики были использованы для уничтожения переправ через Днепр. 28 августа два ТБ-3 взлетели с евпаторийского аэродрома и взяли курс в район Запорожья. На рассвете, в тридцати километрах от города, И-16 произвели отцепку. Налет был внезапным и точным, вся четверка без потерь ушла. 8 сентября "Звено-СПБ" во взаимодействии с истребителями охранения Як-1 разрушили переправу в районе Берислава. Не вернулись один Як-1 и один И-16. На следующий день после удачного бомбометания четыре И-16 сбили в воздушном бою 2 "Мессершмитта".
Наши морские летающие авианосцы использовались и в дальнейшем, но обстановка продолжала ухудшаться, последние их применения были в первой половине 1942 года.
В США в качестве носителей самолётов использовались дирижабли. Дирижабли должны были вести разведывательные полёты, а эти самолёты при необходимости производить их защиту от воздушного противника. Дальность полёта таких дирижаблей могла составлять 17 000 км, никакой самолёт того времени и близко не стоял к таким показателям.
Учитывая особенности конструкции жёстких дирижаблей, они могли нести только специально модернизированные самолёты. Таковым стал Curtiss F9C Sparrowhawk. На снимке этот самолёт в ангаре USS "Акрон"
Специальная ферма выдвигала самолёт над раскрывавшимся Т-образным люком:
Затем он опускался в люк и отсоединялся от подвески. После выполнения задания снова цеплялся за трапецию и втягивался внутрь
Не всегда этот процесс проходил гладко. Вот посмотрите что приходилось вытворять иногда механикам: https://youtu.be/5QzaBtICWl4 длина ролика 1 мин. 37 сек.
Всего было изготовлено два таких дирижабля. Первый, USS "Акрон" облетел многие штаты, побывал на Западном побережье, добирался до Багам и Панамы. Но век его был недолог. Вступив в строй в 1931 году, он потерпел крушение в 1933. Из находившихся на борту 76 человек в живых остались только трое :
Трое выживших после катастрофы авианосца «Акрон»: авиационный механик 2-го класса Муди Э. Эрвин, лейтенант-коммандер Герберт В. Уайли и помощник боцмана 2-го класса Ричард Э. Дил. (ВМС США)
Уайли до этого служил на дирижабле USS Shenandoah (Шенандоа), который тоже потерпел крушение. 14 человек погибли, 29 выжили. В течение пяти часов на место аварии прибыли более 1000 местных жителей. Фермер, на земле которого валялась часть обломков дирижабля, начал собирать с посетителей плату в размере одного доллара (около $14 по современному курсу) за въезд на место крушения и 25 центов за проход пешего любителя сувениров. В последующие дни сотрудники Министерства юстиции отправились по домам мародеров, чтобы забрать награбленное. Имущество вывозили на четырех грузовиках. Среди прочего госслужащие вернули кепку погибшего капитана Лэнсдауна.
После гибели "Акрона" Уайли был назначен командиром однотипного авианосного дирижабля USS Macon.
На снимке этот дирижабль с двумя своими самолётами:
Если самолёты "Акрона" имели дальность полёта около 550 км, то теперь с них сняли шасси (а зачем они?), а их вес возместили дополнительным баком с горючим, дальность полёта увеличилась на 30%.
Местом базирования "Мэйкона" стала авиабаза "Санниуэйл" поблизости от Сан-Франциско. Однако срок его службы также продлился два года. В 1935 году он попал в шторм и потерпел крушение. Погибло только два человека, поскольку теперь на дирижабле были спасательные жилеты и надувные лодки. Да и то, один из них выпрыгнул из дирижабля ещё на большой высоте и разбился, а другой решил подплыть к тонущей махине в надежде спасти своё личное барахлишко, ну, его и затянуло. Уайли опять остался в живых, но на дирижаблях больше не служил, а перешёл на флот.
Да и дирижаблей таких больше не строили. Флот продолжал использовать построенные ранее, без всяких самолётов, один из них даже сражался с немецкой подводной лодкой, правда был сбит. Последний дирижабль ушёл с флота в 1956 году. Но в 2006 году их потомок вновь вступил в строй опять же в качестве разведчика. В настоящее время принадлежит 4-му флоту США.
Ещё об экзотических авианосцах:
Авианосцы на воздушной подушке
Как из танкеров делали авианосцы, а из авианосцев - танкеры
........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь