Имя Джоан Роулинг в какой-то момент начало ассоциироваться с царем Мидасом: казалось, все, что как-то связано с ней, начинает приносить огромную прибыль. И все ее новые проекты словно подтверждали это.
Стоило ей только признать авторство романа о частном детективе, как его продажи тут же взлетели, был подписан контракт на экранизацию. Но что это: заслуга текста или раскрученное имя автора? Предлагаю сегодня поговорить об этом в статье.
Немного истории
После того, как закончилась серия о Гарри Поттере, мир застыл в ожидании. Фанаты писали автору, участвовали в дебатах на форумах - в общем, ждали выхода новой книги от любимого писателя.
Роулинг старалась отмалчиваться, однако какие-то слухи упорно просачивались в интернет. Обсуждался выход ее новой книги для "взрослой аудитории" ("Случайная вакансия"), однако всегда ощущалось некое "но", словно что-то еще скрыто за кадром.
Многие надеялись на продолжение поттерианы книгой о Мародерах (или циклом книг), но закончилось все тем, что внезапно (а внезапно ли?) произошла утечка, в ходе которой стало известно, что вышедший в 2013 г. детектив о похождениях Корморана Страйка принадлежит перу не неизвестного Роберта Гэлбрейта, а Роулинг.
И хоть сама Джоан публично возмущалась тем, что ее псевдоним был раскрыт, отрицать факт нельзя: если до раскрытия имени автора было продано по разным версиям от 449 до 1 500 экземпляров, то после продажи увеличились на 150 000 %.
О детективах и Роулинг
О том, что она хочет написать детектив, Джоан публично признавалась (и не раз) во время написания Гарри Поттера. Даже больше - после выпуска "Даров Смерти" она утверждала, что работает над детективной серией.
Многие литературные критики и писатели, отзывающиеся о творчестве Ро в то время, когда серия о юном волшебнике еще не была окончена, отмечали, что у Джоан есть талант к написанию детективов.
И это действительно так: Роулинг мастер развешивать ружья, которые тонкими нитями опутывают сюжет, а потом точно выстреливают в конце. Собственно говоря, это во многом и отличает жанр детектива от остальных. В нем мелкие детали, на первый взгляд незначительные, играют важную роль.
Но то, что отлично работало в Гарри Поттере, начало давать трещину в детективной серии. Почему?
Особенности текста
Отличительной чертой любого детектива является его особенное построение. Это называется "ризомой".
Мы привыкли к тому, что текст строится по определенным законам: вступление, основная часть и заключение.
Однако детективы работают иначе. Сначала идет конец (совершенное преступление), потом - основная часть (расследование) и наконец все завершается началом (кто организовал злодеяние и почему это сделал). Это - закон жанра.
Однако Роулинг от этого отходит.
"Зов кукушки"
"Зов кукушки" - первая часть серии детективов от Джоан, подписывающейся псевдонимом Роберт Гэлбрейт. В ней рассказывается о расследовании гибели модели Лулы Лэндри, которое ведет ветеран войны, а ныне частный детектив Корморан Страйк.
Интригующе? Разумеется. Однако имейте в виду: само расследование начнется не сразу. Примерно где-то на сотой странице. Или дальше.
До этого вас ждет достаточно просторное описание несчастной жизни Страйка, подробное описание его больной ноги и рассуждения о том, почему он беспросветно одинок (детская травма-обида на родителей, ворчливость и общая нелюдимость будут сопровождать вас на протяжении всего текста).
В общем, это, конечно, вполне себе неплохая зарисовка для художественного произведения, где детективная линия является частью (но не основой) сюжета, но совершенно не подходит для самого жанра детектива, где решающую роль играет расследование, а личность следователя и прочее раскрывается по ходу сюжета мелкими деталями (и на протяжении серии книг).
Объем романа (512 страниц!) также не сильно вдохновляет, ведь обычно детективы раскрываются на меньшем количестве страниц (раза в два).
Все это вкупе с несколько оценочными высказываниями (как вам, например, неодобрение Страйком слишком кичливой квартиры Лулы. По мнению детектива, в таких кричащих апартаментах могли жить только иностранцы, а не достойные англичанки) вызывали во мне некоторое... неприятие текста. Единственная причина, по которой я дочитала его - то, что автором является Ро.
О критиках
К слову, кажется, не я одна относилась к тексту с некоторой долей скепсиса, а к его создателю - с уважением.
Так, например, доподлинно известно, что роман анонимно отправлялся в различные издательства, но получал отказы. Глава крупного британского издательства (Кейт Миллз) называла текст тихим и не впечатляющим.
Продажи и оценки критиками текста до "разоблачения" автора также не сильно вдохновляли.
По большому счету, "Зов кукушки" - роман, хоть и добротно написанный (а Ро действительно хороший писатель), но все же популярный за счет имени автора, а не текстовые отличия.
Откровенно говоря, книгу я бы не посоветовала никому. Любителям жанра он покажется слишком затянутым и объемным, а фанатам Гарри Поттера... что ж, я сама фанат Гарри Поттера, так что могу уверенно заявить: я бы лучше еще раз перечитала серию о Гарри, чем о приключениях Корморана.
А вы читали детективы Роулинг? Понравились ли они вам? Стали бы вы их рекомендовать друзьям? И любите ли детективный жанр?
Если понравилась статья, рекомендую прочитать другие:
Гарри Поттер, чеховские «ружья» и времена Мародеров
«Ружья» Гарри Поттера, «выстрел» которых перевернул историю