Одни из самых частых вопросов, которые я слышу на консультациях по личному бренду касаются продвижения по карьере. Много настоящих профессионалов своего дела, которые работают хорошо и много, однако, имеют проблемы с карьерным ростом.
Хочу поделиться с вами своими выводами и мыслями, которые скопились за время последних консультаций. Здесь будет только то, что может помочь любому. Или, другими словами, универсальный инструмент.
Как кажется мне (тут я не нашел исследований, которые бы могли нам помочь), часто такой запрос сводиться к одной из двух крайностей: 1 - хорошо работает, но руководитель не видит; 2 - работает средне/ниже среднего и видят все, кроме самого героя. Сразу оговорюсь, что не беру в расчет простое отсутствие вакантных должностей или недостаточность опыта для дальнейшего роста.
Важнейшим вопросом в ситуации, когда повышения хочется, а его все нет будет непосредственно поиск причины: так почему же повышение не происходит. В этой связи я подготовил несколько простых вопросов, которые помогут разобраться. Важно, что эти вопросы НЕ дают готовый ответ, а лишь наводят на размышления. Попробуйте ответить на них устно и зафиксируйте тезисы.
- Как меня оценивает руководитель? Вспомните последний разговор, или анализ вашей работы за год, или момент определения и начисления премий и так далее. Здесь может быть много вариантов ответа и градаций, но вот самая простая - меня оценили ниже требуемого, на уровне, выше требуемого или я превзошел все ожидания. Если такая оценка давно не проводилась или вы просто не в курсе, как вас оценивает руководитель, можно просто попросить об этом. В 90% случаев это воспринимается нормально, если правильно обратиться.
Вот пример: «Виктор Иванович, пытаюсь определить свои зоны роста и хочу понять, что мне следует улучшить в своей работе. Могу ли я попросить Вас поделиться мыслями? Как сегодня вы можете оценить мой труд и что стоит усовершенствовать?».
- Насколько заказчик доволен моей работой? Не важно кто именно заказчик - внешняя ОООшка или смежный отдел. Заказчик или клиент часто выпадают из нашей зоны видимости. Нам кажется, что мы работаем на начальника (и это так), но вот решаем-то мы не его проблемы, а проблемы клиента. Другими словами, руководителю сложно быть недовольным работой сотрудника, если сам заказчик от этой работы просто в восторге. Важно, что они думают про вашу работу и работу с вами. Порой, именно сторонние комментарии помогают руководителю понять, кто из сотрудников САМЫЙ.
- Как ко мне относятся коллеги и как я отношусь к ним? Один из самых провокационных вопросов и вот почему. Мы, порой, задумываемся о том, а что думают о нас и это важно, ведь именно мнение коллективное может значительно влиять на рост в карьере. Но вся сложность вопроса скрыта в его второй части: важное значение имеет и то, как относимся к коллегам мы! Симпатия и антипатия, доверие и скепсис, уважение и презрение - все это чувствуется коллегами, а значит и влияет на рост. У меня был случай, когда уверенный в том, что его любят и ценят все коллеги менеджер по продажам оказался, как говориться, у «разбитого корыта». И корень зла оказался именно в нем самом. Он презирал своих коллег и считал их непрофессиональными, о чем с удовольствием делился с друзьями. Каково оказалось его удивление, когда выяснилось, что это взаимно и коллеги считают его эгоцентричным балагуром, который не способен на эффективную работу. Как не трудно догадаться, скоро эта работа для него оказалась в прошлом, как и мечты о повышении - руководитель принял решение расстаться с человеком, вносящим смуту и разлад.
- Как обстоят дела в общении с коллегами, подчиненными и руководством? Близкая с предыдущей по смыслу, но не по сути тема. Одно дело, что думают и как относятся, другое дело как происходит общение. Как показывает практика, продвижение по карьере, зачастую, влечет к увеличению числа коммуникаций, а значит несговорчивость может стать препятствием на пути. Легко ли с вами договориться и найти контакт? Можно ли быстро понять, чего вы хотите и о чем говорите? И так далее… Тут главное ответить развернуто.
- Какие навыки нужны на следующей должности и есть ли они у меня? Один из вопросов, которые могут быстро навести на мысль «все ясно, я просто себя переоценил». Попробуйте понять, что делает человек на ступени выше и что ему нужно обязательно уметь. А теперь попробуйте понять, точно ли все эти навыки есть в вашем арсенале. Есть один лайфхак по теме: найдите старую вакансию о желаемой должности и подробно ее изучите, сверьте с тем, что уже «есть в наличии» - мне помогло в свое время)
Эти вопросы, уверен, наведут вас на важные (и не всегда приятные) мысли. Однако, тут важно еще и то, какие вы сделаете выводы. Можно руки опустить и просто «забить» на идею о повышении, а можно наметить четкий план работы. Выбор за каждым из нас.
А что делать, если все в порядке? Если я превосхожу ожидания и работаю отлично, коллеги и заказчики мной очень довольны, а опыта и навыка общения хоть отбавляй? В этом случае пора поработать над своим личным брендом.