Начало Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»
Парень нехотя поднял глаза. Видно было, что ему тоже в тягость появление на берегу кого-то, кроме них с мальчишкой. Скупо улыбнулся, но руку протянул:
- Здравствуй, Володь.
Мальчишка подошёл, с интересом посмотрел на Плугина, вежливо поздоровался. А в больших серых глазах – такая печаль, что у Владимира Петровича сердце сжалось. Спросил:
- Сын?
Мальчишка взглянул на Луганцова.
- Сын, – Денис прижал к себе мальчишку, застегнул верхнюю пуговицу на его куртке.
У Плугина промелькнуло: раннее, видно, отцовство-то. Сколько ж сейчас ему самому, Денису?..
Отец Дениса служил офицером на подводной лодке. А родом отсюда, из Малореченского. Здесь, в хуторе, его брат родной живёт. Как-то пришло известие, что старший лейтенант Луганцов погиб при выполнении учебной задачи. Серёга, брат, поехал в далёкий военный городок, в Заполярье. Перед поездкой с Олькой, женой, глаз не сомкнули целую ночь: у Алёшки там жена с сыном остались. Олька тихо плакала, уткнувшись Серёге в плечо – так далеко… холодно… и ночь там немыслимо длинная… Решили забрать их к себе – что ж девчонке одной, в такой дали, делать… С двухлетним пацаном на руках. А домой вернулся Серёга только с мальчишкой. Отказалась Ксения в хутор ехать:
- И что я там делать буду? Коров доить я не умею. Я к матери уеду.
Серёга посмотрел на большеглазого пацана – сердце кровью облилось: бледный такой, маленький совсем, хоть третий год мальчишке. Не отрывал от дядьки серьёзных, внимательных глаз – Сергей с Алёшкой похожи были, как две капли воды…
- Ксюш, давай хоть малого заберу, – отважился Серёга. – Под нашим солнышком, в степи нашей окрепнет пацан. Подрастёт – заберёшь. А, может, и сама всё ж надумаешь к нам.
Ксения растерянно вытирала слёзы: совсем по-другому представлялось будущее, когда красивый, рослый офицер-подводник предложение сделал… Подружки завидовали. А оказалось – крошечный военный городок на берегу холодного моря. Сын здесь родился. Сергей прав – и солнца-то толком малый не видел.
Сергей негромко пристукнул ладонью по столу:
- Собирай мальчишку. Олька с девчонками рады будут. Забрать надумаешь – в любое время приезжай.
Так и вырос Денис в хуторе. Сергей с Ольгой рассудили: невестка – совсем девчонка. И женихи быстро найдутся – красивая, смуглая Ксюша не останется одна. Хорошо, если всё сладится в жизни… А если помехой мальчишка станет? А малый наш, Луганцов. Алёшкина копия. От матери не отрывали. Дня не было, чтобы не перезванивались. Да только Ксюша и была-то в хуторе всего два раза: когда Денису пять лет исполнилось, приезжала на денёк. А потом заехала, когда Денис в Суворовское уезжал учиться – после пятого класса. Ксению никто не осуждал – ни Сергей с Ольгой, ни хуторские: что ж… жизнь – она своим чередом идёт… У Ксюши со вторым мужем дочка родилась… А Алёшкин мальчишка не брошен, у своих растёт.
… Плугин вспомнил:
- Ты ж вроде военное окончил, служил?..
Денис угрюмо усмехнулся:
- Отслужил.
- Что ж рано-то так, – уже собрался задать вопрос Плугин. И вдруг заметил на виске у Дениса глубокий шрам, ещё розовый. А ещё Луганцов сильно прихрамывал – отошёл за подходящим камешком… Будто бы дал понять, что расспросы ему неприятны.
А сам с улыбкой сказал:
- Ты-то, слышал… директор школы уже. Как живёте здесь?
Плугин тоже улыбнулся:
-Да как… Вот учительницу по математике замуж на днях отдали… а сами без математика остались – в конце четверти.
Заговорили о школе, об учителях. Володька Плугин со смехом вспомнил, как они, десятиклассники, отважились однажды покурить в школьном саду. Директором тогда была Анна Платоновна, жена командира части – за Малореченским располагался военный аэродром. Соответственно, дисциплина в школе была армейская. Анна Платоновна всегда всё видела и знала. Наивно было думать, что им, пацанам-десятиклассникам, удастся безнаказанно покурить в школьном саду, но повод по-взрослому провести большую переменку был серьёзный: Володька Плугин вчера выиграл первенство района по вольной борьбе. Директор возникла на дорожке – как умела только она: неожиданно и совсем не вовремя – в такие минуты у пацанов появлялось уверенное предположение, что директор спускается с небес… Володька Плугин только достал открытую пачку сигарет.
- Содержимое карманов – к осмотру. – Анна Платоновна никогда не была многословной… Но от её вежливой краткости леденела душа. Володька машинально спрятал за спину руку с пачкой сигарет, понимая, что это лишь на секунду отодвинет суровую расплату… и вдруг почувствовал, что кто-то поспешно вырвал пачку из его руки. Скосил глаза – неподалёку бегали мальчишки из начальных классов…
Анна Платоновна с присущей ей краткостью похвалила десятиклассников за ведение здорового образа жизни, удовлетворённо проследовала в школьный двор. К Плугину подбежал светловолосый мальчишка с чуть заметными веснушками на лице. Шмыгнул носом, протянул пачку. Пацаны, ещё толком не понявшие, что страшная гроза миновала, заулыбались: молодец малый! И додумался же!
С этих пор десятиклассник Володька Плугин, чемпион района по вольной борьбе, а ещё – неизменный победитель олимпиад по географии, при встречах в школьном коридоре или во дворе здоровался за руку с Денисом Луганцовым из четвёртого.
… Денис достал пачку сигарет, протянул Плугину. Владимир покачал головой, улыбнулся:
- Знаешь, с тех самых пор так и не курю.
Луганцов кивнул, глубоко затянулся. Плугин всё же осторожно поинтересовался:
- В хутор надолго?
-Нет. Своих проведать.
- Служил-то где?
Луганцов помолчал.
- В Заполярье. Примерно там, где батя служил.
Денис отвернулся, умело размахнулся – камешек долго подпрыгивал по светлой воде. Обнял малого, кивнул Плугину:
- Пора нам.
Плугин задержал его руку в своей:
- Денис…Ты бы в школу зашёл. Пацанам про службу расскажешь. – И вдруг директора смело осенило: – А, может… хоть до конца учебного года… выручишь? Вас же там, в военном, учили всё-таки, как с молодёжью работать. Выручай! Нам без математика никак!
Луганцов ошеломлённо захлопал глазами.
- Ты не спеши… уезжать. Подумай – хоть до завтра. – Плугин всё ещё не выпускал руку Дениса из своей, словно хотел задержать его навсегда. Заторопился: – И жильё есть – у нас для учителей год назад дом построили…а жить некому… Не хотят в хуторскую школу ехать. А тебе – сразу квартиру. Жене позвони, пусть приезжает… ей понравится, увидишь.
Луганцов свёл брови:
- Не приедет она…
Мальчишка как-то виновато, горестно вздохнул. А Луганцов вдруг улыбнулся, спросил сына:
- А что, Андрюха?.. Может, сходим завтра в мою школу? – Взглянул на Плугина: – А ты… и правда думаешь, что из меня учитель выйдет?
- Выйдет. Я тебя пока на курсы отправлю… А потом, если захочешь, на физмат – заочно. – Похвастался: – У нас, между прочим, многие пацаны после школы в военные училища идут поступать. Вот и будешь… на благо армии трудиться. – Серьёзно добавил: – Кроме математики, ещё физкультуру некому… Физик ведёт. Да беда – он бегать не любит… Завуч у нас – каменная стена… не только для меня, для всей школы. У меня, знаешь, хозяйственных дел выше крыши. А учебно-воспитательный процесс в её руках. Она тебе всё расскажет… Её обычно с первого слова все понимают. И зовут её – в жизнь не догадаешься! – Не просто Ефросиния – это, конечно, само по себе намного интереснее, чем… Вероника-Анжелика… но!!! – она не просто Ефросиния, а Ефросиния Ярославовна. Как жена князя Игоря… того, Новгород-северского.
Луганцов был благодарен Володьке за ненавязчивое понимание. Рассказывать ни о чём не мог, и Плугин понял это, не стал расспрашивать. А в школу так захотелось! Словно представился случай в детство заглянуть. Да и интересно посмотреть, как Володька Плугин справляется с директорством.
Утром – с торжествующим видом победителя – Владимир Петрович знакомил совершенно оторопевшую Ефросинию Ярославовну с новым математиком.
- И расписание менять не придётся! Леночкины часы Денис Алексеевич забирает полностью. Физкультуру только согласовать…
- Анатолий Демьянович не поверит своему счастью, – Ефросиния Ярославовна чуть заметно улыбнулась, догадываясь, настолько приятной окажется для физика новость, что ему больше не придётся совмещать физкультуру с физикой.
Через десять минут старлей Луганцов стоял перед одиннадцатиклассниками. Какая-то боль отозвалась в сердце: совсем взрослые пацаны… почти как те, что были в его третьем взводе – после училища лейтенант Луганцов служил командиром взвода. Мальчишки смотрели с нескрываемым интересом, переглядывались: это вам не Леночка… А в глазах девочек светилось явное сожаление – по тому же поводу: это вам не Леночка…
Луганцов в первый же день понял свою задачу: предстояло поднять целину. И целину – размером в три четверти учебного года – предстояло поднять до конца мая.
После уроков в десятый кабинет зашла Ефросиния Ярославовна. В строгих усталых глазах Денис рассмотрел тревогу.
- Как Вам, товарищ старший лейтенант, показалось? Тяжеловато – после армейской дисциплины?
- Справимся, – краткий ответ Дениса Алексеевича прозвучал для завуча желанной надеждой…
Продолжение следует…
Начало Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»