К началу 1952 года в конструкторских бюро СССР находилось больше 30-ти атомных бомб, изготовленных в разные годы. Хранили такие боезаряды и при четырёх аэродромах дальней авиации. Такие места хранения в документах имели условное название ремонтно-технических баз (РТБ).
Возникла острая необходимость создания специальных баз хранения, куда бы атомные бомбы можно было вывести и надёжно хранить. Одной из первых ЦБХ (центральной базой хранения) стала войсковая часть №62047, носящая в разных документах название «Объект 712» или «Феодосия-13».
Строительство
Место для создания выбрал ещё Лаврентий Павлович Берия – вблизи посёлка Краснокаменка (Кизилташ). Стройку начали внутрь горы Кизилташ. Работали заключённые с допуском по форме №1, разрешающим участие в шахтных работах. Руководили процессом ленинградские метростроевцы. Была поставлена задача осуществить горные работы со строительством «рудника», дизельной электростанции и бетонного завода. Все грузы шли через станцию Сарыголь (ныне – Айвазовская). Лагерное отделение закрыли к 1 декабря 1955 года.
К этому времени был проложен тоннель метростроевского типа со вторым выходом. Строители закончили огромный главный сборочный зал высотой почти в 20 метров. Из него вывели рельсы с передвигающейся по ним вагонеткой в залы-хранилища и залы проверки работоспособности изделий. Самое крупное помещение находилось под самой высокой частью горы.
Затерянный в горах Крыма, объект на то время отражал все лучшие достижения технологии создания и хранения ядерных боеприпасов. Вход в объект закрывали герметичные двери весом в несколько сотен тонн , откатываемые электроприводом. В случае аварии затвор можно было открыть и вручную.
На въездах в посёлок были построены КПП, поставили свою электростанцию, дома для военных и их семей, объекты социально-бытового назначения, включая школу и детский сад.
Руководителем ЦБХ почти всегда становился военный из КГБ или МВД. Военных для маскировки одевали в форму моряков. Въезжать в спецпосёлок разрешалось по особым пропускам, выезжали исключительно по службе или в отпуск. Визиты родственников и гостей запрещались. Телевидения в посёлке не было, звонить разрешалось только по служебной связи. Почтовое отделение сначала обозначалось как симферопольское, затем – Феодосия-13.
Работа объекта
На самом объекте осуществлялось хранение ядерных бомб, их сборка и при необходимости передача на войсковые базы хранения. Здесь же разбирали и утилизировали ядерное оружие первого поколения. Заряды изымали и перерабатывали, узлы прессовали в металлолом. Устаревшие ядерные изделия приходили с разных частей страны, даже с Чукотки.
Сначала ядерные боеприпасы с заводов-изготовителей приходили в разобранном виде, и составные части монтировались в корпус прямо на ЦБХ. Только со второй половины 1957 года атомные бомбы стали приходить в высокой степени готовности. До 1956 года перед отправкой на ремонтно-технические базы заряды готовились особыми военно-сборочными бригадами на объекте и передавались на аэродромы только по указанию руководства. Есть предположения, что ядерные субмарины могли заходить на объект за вооружением по специальному подводному тоннелю.
Сборка и обслуживание происходили в основном в центральном хранилище. По периметру посёлка располагалось ещё 3 хранилища готовых изделий. Каждое из них представляло собой небольшую «подкову», в которую было два входа и два отходящих зала. В первом непосредственно хранили боеголовки, второй служил для кондиционирования первого, поддержания необходимой температуры и влажности.
Известны изделия, собранные в Краснокаменке, участвовавшие в учениях на Семипалатинском полигоне 1956 года. Через 4 года первые ядерные боеголовки были отправлены из Кизилташа в ГДР. Ракеты, собранные на объекте, участвовали даже в Карибском кризисе, будучи переправленные на кораблях в сторону Кубы.
Во времена распада СССР все ядерные арсеналы были вывезены в Россию.
Современное использование
В наши дни в посёлке располагается действующая воинская часть РФ. Главный объект ЦБХ для осмотра гражданскими лицами закрыт. Официально в Кизилташе (Краснокаменке) располагается часть внутренних войск, в объектах арсенала хранят обычное вооружение или содержат в должном порядке, как убежища.
В 2006 году в посёлке газифицировали воинскую часть и жилой фонд. Недалеко восстанавливается старинный монастырь. Местность становится интересной для туризма.
Что происходит в закрытой части Кизилташа, точно известно только военным.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал