Марк Шагал всем своим естеством пропагандировал радость – она же – чередой несложных символов – видна в каждой его картине, как твердая жизненная позиция.
Мы привыкли его узнавать по «летучим» пейзажам, сюрреализму и неожиданным колористическим решениям. У Шагала была непростая жизнь, союз с любимой казался невозможен – молодых разделяла большая разница в социальном положении, но Марк добился мирового признания. На это ушло почти пять лет. Французы не обращают внимание на прохождение художника, считая его своим культурным достоянием.
Но в этом есть доля истины: как узнаваемый и неповторимый автор Шагал сформировался во время учебы в Европе. Мы же продолжаем восхищаться его творческим гением, разбирая по буквам художественные фразы мастера.
Многие эксперты упоминают Беллу – возлюбленную и в последствии жену Шагала. Одну из первых его жизненных побед. В искусстве он часто изображал саму суть их неразрывной любви, той, при которой земля уходит из-под ног.
Об этом одна из самых известных работ Шагала «Над городом». В ней прекрасно все: душевное единство любящих друг друга людей (над городом парят, конечно, не физические тела), и бесконечные полосы заборов, и зеленая козочка вдалеке (зеленый у Шагала ассоциировался с радостью), и даже деревенский мужик, присевший у забора по нужде.
Зачем Шагал «украсил» свое произведение столь странной деталью? Разумеется, в искусстве такого художник как Марк Шагал ничто и никогда не могло бы появиться случайно.
Вместе с тем, довольно глупо полагать, что в этом грубоватом житейском моменте скрыта очень глубокая философия. Шагал лишь хотел показать, что любовь это не только полет, но и реальная жизнь. А что может быть более прозаичным, чем деревенский мужик без штанов на заднем плане великого шедевра!
Есть мнение, что, возможно, у этого жеста был и иной посыл. Например, тот, который гласит что большое и чистое взаимное чувство поднимает человека над всем мирским, над его несовершенной животной природой.
При любом раскладе, слегка комичная деталь снимает с идеи Шагала пафос, позволяя зрителю открыть сердце навстречу подчас сложному и непонятному современному искусству.