Осенью 2019 года Московский транспорт и ЦОДД (Центр организации дорожного движения) начали внедрять экспериментальное нововведение — на столбах столичных улиц стали появляться таблички с номерами и QR-кодами, в которых зашифрованы ссылки на страницы для подачи жалоб на работу светофоров.
Пару слов QR-кодах на улицах
QR-коды на дорожных знаках и уличных указателях в последнее десятилетие повсеместно внедряются во всём мире.
Их можно встретить на въезде на парковки ("оставьте отзыв и помогите улучшить наш сервис"), на табличках с названиями достопримечательностей ("Узнайте историю этого места"), на ограждениях строящихся объектов ("Узнайте, когда дорогу наконец-то отремонтируют"), на рекламных щитах.
Не знаю как вам, а мне проще запомнить название сайта, а потом найти там нужную информацию по ключевым словам, чем сканировать QR-код на улице. Будучи за рулём, останавливаться посреди дороги и доставать телефон в-принципе не безопасно (а не останавливаться тем более).
А плотная толпа пешеходов идёт с такой скоростью, что вставать рядом с переходом и преграждать ей путь даже на несколько секунд, весьма дискомфортно.
Но тем не менее, за QR-кодами на столбах — будущее. Ведь системам распознавания образов беспилотных автомобилей гораздо проще "понимать" простые QR-коды (состоящие из чёрных и белых квадратов), чем традиционные дорожные знаки и надписи (многоцветные и сложные по форме).
И со временем неудобные простым водителям и пешеходам QR-коды на парковках и достопримечательностях очень пригодятся пассажирам беспилотных автомобилей.
Они смогут командовать голосовому ассистенту: "Посмотри когда отремонтируют эту клятую дорогу", а тот в ответ будет за миллисекунду сканировать QR-код и отвечать "Этот участок дороги должен был быть отремонтирован 18 лет назад. 21 марта 2021 года"
Вероятно, что традиционные дорожные знаки тоже будут со временем продублированы QR-кодами или штрих-кодами. Возможно, они даже будут не видимы человеческому глазу и читаться только AI.
В 2018 году в журнале 3M Science был опубликован краткий обзор системы невидимых штрих-кодов, которая могла бы сделать дорожные знаки США предельно доступными для распознавания беспилотными автомобилями. Но до возможного внедрения ещё очень далеко.
Куда ведут QR-коды на московских светофорах?
Прогоняем фотографию из начала поста через один из многочисленных онлайн-сканеров QR-кодов и получаем ссылку:
https://fixit.roads.mos.ru?tl=8816
Открылась простая форма для подачи жалобы на повреждение или неисправность светофора. Интересно то, что ID светофора в базе сайта (цифра после tl (traffic light) в ссылке) почему-то не совпадает с номером, указанным на табличке.
И никаких ссылок на страницы для подачи жалоб на другие светофоры нет. А если просто открыть fixit.roads.mos.ru, то происходит перенаправление на главную страницу сайта mos.ru.
Какого-то глобального списка светофоров на сайте тоже нет и страницы для подачи жалоб не индексируются Google (найти номер светофора по адресу через поисковик нельзя).
То есть, подать жалобу на определенный светофор можно только, если:
1. Отсканировать QR-код;
2. Позвонить по телефону 3210 и назвать его номер (он тоже написан на столбе);
3. Пытаться менять цифры в ссылке в адресной строке браузера и путем перебора пытаться попасть на нужный светофор.
Если заглянуть на Портал открытых данных города Москвы, то ожидаемо можно обнаружить, что ID светофоров в реестре "Светофорные объекты на улично-дорожной сети" не совпадают не с номерами на их QR-кодах, не с номерами в ссылках.
Почему ожидаемо? А потому, что какую базу государственных данных не открой (и речь не только про РФ и СНГ), то через раз отмечаешь, что один и тот же объект в двух разных таблицах (не говоря же о двух разных базах или реестрах) зачем-то помечается двумя разными номерами. А если баз/таблиц/реестров семь или десять, то семью или десятью разными номерами.
И подобные организационные мелочи очень сильно тормозят повсеместное внедрение информационных технологий во всем мире.
Другие статьи о Москве на канале "Хроники диванной разведки":
Сколько людей помещается на Тверской улице, проспекте Сахарова и Болотной площади
8 интересных реестров открытых данных на сайте мэра Москвы
Номера входов-выходов в московском метро: удобная штука, которой редко пользуются