Курманжан Маматбай кызы с детства отличалась властным и своенравным характером. Будучи дочерью бека из киргизского племени Мунгуш (кочевали около современного Оша) она даже воспротивилась непререкаемой воле отца, который сосватал ее за мужчину, втрое ее старше в 18 лет. Три года Курманжан прожила в аиле своего отца, не соглашаясь на замужество, хотя уже был оформлен брачный договор.
Наконец, в 1832 году ее взял замуж богатый алайский бек Алимбек, который подчинялся кокандскому хану.
И вот тут Курманжан проявил свой властный характер, взяв в руки все нити управления родами киргиз, которые подчинялись ее мужу. Муж только утверждал ее решения.
После гибели Алимбека в 1862 году из-за дворцовых интриг в Кокандском ханстве вся полнота власти перешла к Курманжан:
- Сама Курманжан не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в составе 10 тысяч джигитов. Когда кокандский хан Худояр провозгласил алайских кыргызов своими подданными и обложил их налогами, правительница не только воспротивилась этому, но и сумела заставить Худояра отказаться от обложения кочевников податями, признать её в качестве нового правителя Алая и присвоить ей почётный титул «датка». Хан, известный своей надменностью, был вынужден встречать Курманджан-датку как самого знатного бека — впервые в Средней Азии и на всём мусульманском Востоке в честь женщины был устроен официальный приём. Признал алайскую правительницу и эмир Бухары Музаффар : он был вторым правителем, пожаловавшим ей титул «датка» - Википедия
В 1876 году русские войска захватили Кокандское ханство. Курманжан-датка вместе с сыновьями не захотела признать власть русского царя и откочевала в труднодоступные горные районы.
Но 29 июля 1876 года пророссийский киргизский манап Шабдан Джантаев со своими людьми смог окружить Курманжан Датка и вынудил ее к сдаче.
Ее доставили в штаб русских войск в Маргелане, где к ней отнеслись с должным ее званию и положению уважением.
- В штабе Курманджан-датку принимал первый военный губернатор Ферганы, будущий герой русско-турецкой войны генерал Михаил Скобелев. Российский генерал, соблюдая традиционный восточный обычай, угостил её сладостями, обращался к правительнице не иначе как «княгиня» и, согласно легенде, начал разговор с ней следующими словами: «О, мать стольких храбрых сыновей! Считай и меня своим сыном», чем весьма польстил Курманджан-датке. После беседы генерал собственноручно надел на «Королеву Юга» парчовый халат. Датка согласилась на просьбу Скобелева написать сыновьям письмо о прекращении сопротивления, но только взамен на обещание помилования для всех своих сторонников, в первую очередь сыновей, а также на назначение последних на правящие должности в новообразованных волостях Туркестанского генерал-губернаторства . Генерал согласился, и тогда Курманджан-датка официально объявила о присоединении земель алайских киргизов к Российской империи. За это российское правительство пожаловало ей чин полковника - Википедия
После этого, Курманжан-датка заняла дружественную позицию по отношению к русским властям, не участвуя в каких-либо враждебных отношениях против нее.
Теперь, в это спокойное время, хочу сказать следующее: весь мой народ и я сама и мои родственники против Вас никогда не замышляли выступить. С нашей стороны никакого вреда нет. Если мой народ сделает плохо, сделает измену, я самым строгим образом накажу виновных, а сама до скончаний моих дней в жизни буду терпеть муки угрызения… Маматбай кызы Курманжан-датка — из письма Курманджан-датки к генерал-губернатору Михаилу Ионову
Но лояльность к русской администрации не принесла Курманжан-датке ничего хорошего. В 1893 году, русский таможенный обходчик обыскал дом ее любимого сына Камчыбека (его самого не было дома) и был убит нукером сына за попытку отрубить косу жены хозяина, где она якобы прятала контрабандный товар.
Камычбек с другим сыном Мамытбеком, а также еще 19 человек были арестованы. 3 марта 1895 года Камчыбек вместе со своим нукером казнены в Оше, несмотря на просьбы многих чиновников и офицеров их помиловать. Остальных фигурантов уголовного дела отправили на каторжные работы в Сибирь.
После этого, Курманжан-датка отошла от своих дел и стала затворницей в аиле Мады, около Оша.
Вам может быть интересно:
1920 год. Последние тронные дни Бухарского эмира