Все торжественные мероприятия закончены, служба в Ленинграде завершена. Завтра, после подъема флага БПК отойдет под марш «Прощание славянки» от стенки Ждановского завода. В составе ордера из трех кораблей он пойдет из Балтийского моря через пролив Скагеррак сначала в Северное, затем Норвежское и наконец в Баренцево море, в главную базу Северного флота Североморск.
Остались позади неповторимые события о которых будешь вспоминать всю жизнь:
· ленинградские белые ночи;
· праздник «Алые паруса»;
· культпоходы по музеям, театрам;
· встречи с знаменитыми людьми.
Конечно, это, чаще всего, в строю военнослужащих или в оцеплении праздников и подъема мостов. Однако прелесть в том, что среди ровесников с ощущением единства с ними в юном возрасте набираешься впечатлений, которые жизнь потом отфильтрует. Это дорогого стоит.
Последним на корабль поднимется по трапу мой однокашник из Комсомольска-на-Амуре с 20 литровой канистрой. На вопрос вахтенного офицера, что в канистре он ответил, что растворитель. На самом деле в ней было пиво. В то время на заводе имени Жданова его можно было купить в рабочей столовой. Мой сослуживец за день до ухода из Ленинграда получил посылку из дома. В ней домашний балык и 3-х литровая банка красной икры. Впервые в жизни я ел красную икру домашнего приготовления столовой ложкой и запивал балык пивом.
Прохождение проливами проходило по боевой тревоге, все двери, люки были задраены, а в иллюминаторы вставлены броняшки (круглые металлические крышки). Расстояние между Швецией и Данией в узком месте составляет всего 4 км. Для особиста и замполита это самая волнительная узкость в походе. Они лично бегали проверять задраены ли двери и контролировали личный состав по постам.
Вокруг ордера наших кораблей шустрили катера вероятного противника и были готовы подхватить желающих сбежать из СССР. Красота замка Кронборг (Эльсинор) и его окрестностей проплыла по левому борту мимо большинства моряков. На моих мониторах можно было ими любоваться, насколько реально это на маленьких экранах в черно-белом варианте.
Первый раз входить в Кольский залив со стороны моря было немного тревожно. Суровая красота Заполярья после Ленинграда еще не стала родной. Через год, когда будем возвращаться из Средиземного моря с боевой службы вид родных сопок переполнит восторгом души.
После дальнего похода сразу сойти по трапу под «Прощание славянки» домой это ли не праздник?