Доброго времени суток уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня хочу разобрать экономическую и налоговую составляющую часть в такси.
Все привыкли, что когда идешь устраиваться на работу, то оформляют трудовую книжку (если это конечно первое место работы), перечисляют зарплату два раза в месяц на карту, есть отпуск, больничный оплачиваемый, да и стаж идет, в конце концов. А как же обстоят дела у таксистов?
Я не буду рассказывать про случаи, когда идешь официально устраиваться в таксопарк. А разберу пример, когда водитель работает на агрегатора.
Первым делом стоит сразу отметить, что агрегатор (Яндекс такси, Ситимобил, Гетт и другие) является только информационным сервисом. И никакого отношения к перевозчику он не имеет. Во всяком случае, они себя так позиционируют, дабы снять с себя ответственность, в случае чего. Естественно для клиентов, эта информация написана под звездочкой и мелким шрифтом, чтобы он этого не увидел и не задавал вопросов. И получается, что агрегатор никаким образом не может являться для водителя работодателем.
Для того чтобы можно было осуществлять перевозки по закону, необходима лицензия на перевозку пассажиров и багажа. Она оформляется юридическим лицом (ооо или ип) на автомобиль. Это же юр лицо должно выдавать путевые листы водителю, то есть проводить осмотр водителя и транспорта.
Каким образом водитель тогда сотрудничает с агрегаторами? Есть два варианта. Первый, это через кампанию (ооо или ип), у которой заключен договор с агрегатором. Причем, это может быть другое юл лицо, а не то, от которой у вас лицензия. И второй вариант, который возможен, это сотрудничать с агрегатором напрямую, то есть как самозанятый.
Что получается по факту. Водитель не устраивается на работу никуда. Он может быть безработным формально, работая при этом от юр лица. Агрегаторы переводят деньги кампании, а кампания в свою очередь отдает водителю деньги наличкой. Никакой отчетности у водителя нет. Агрегатор в налоговую информацию не передает, пока что, во всяком случае.
То есть, формально доход скрывается, и все пособия можно получать, как безработный. В случае самозянотости, все немного иначе. Каждая поездка в автоматическом режиме проходит через налоговую, и платится налог 6% от поездки. Причем не от суммы заработанной, а от полной, до вычета комиссии агрегатора.
В обоих случаях стаж у водителя не идет, отпуска нет, больничный никто не оплатит. Про трудовую книжку вообще молчу. Если самозанятый будет отчислять ежегодно на добровольной основе страховые взносы в ПФР, только в этом случае будет засчитываться трудовой стаж.
Путевые листы наверно почти все кампании дают стопкой и говорят – заполнишь сам. То есть, никакого контроля нет. Причем забавно у нас в России получается, за отсутствие этого листа штраф 500 рублей, а если он есть, но заполнен неправильно, то штраф 3000 рублей.
А каким образом вы работаете в такси? Как самозанятый или через партнера?