Этот вопрос я не сама придумала. С таким вопросом ко мне пришла дочка моих знакомых, которая готовится к экзамену по литературе.
И я, к сожалению, не знаю, как на него ответить так, чтобы экзаменаторы были довольны. Если знаете, напишите, пожалуйста, в комментариях.
Для меня же сам вопрос кажется очень странным. Меня удивляет не то, что он не женился, а как раз наоборот, почему все решили, что он должен на ней жениться.
Для этого нет ни одной причины.
В каких случаях мужчина решает жениться на женщине?
Во-первых, если он её любит.
Но разве есть в пьесе на это хоть намёк? Во время всего действия он не обращает на Варю почти никакого внимания.
И я даже предполагаю, что любит он Любовь Раневскую. Это просто в театре принято, что Раневскую играют возрастные актрисы. А ведь ей нет ещё и 40 лет. И она, по-настоящему, шикарная, а главное, живая, страстная женщина.
Иначе вряд ли Лопахин бы так волновался перед приездом Раневской.
А Варя, которая мечтает только о монастыре? Можно ли страстно влюбиться в женщину, которая мечтает о монастыре?
Или, может быть, Варя любит Лопахина?
И тогда он мог бы решиться на свадьбу. Жить с любящей тебя женщиной не так уж и плохо, даже, если с твоей стороны нет ответного чувства.
Но Варя Лопахина не любит, ей просто было бы удобно за ним замужем. И она его не просто не любит, она его даже не видит, не интересуется им самим совершенно.
Она оказалась в неловком положении, когда все окружающие решили, что они женятся, а Лопахин даже и не собирался этого делать. И ей обидно, просто задето самолюбие, а Лопахин как живой сложный человек ей совершенно не нужен.
И мечтает она опять же о монастыре. Хороша влюблённая с мечтами о монашеской жизни.
Иногда люди женятся просто ради выгоды.
Тут тоже не сходится. Варе, конечно, такой брак был бы удобен, но решение-то не она принимает. А для Лопахина дохода нет, одни убытки.
Бывает, что женятся люди без любви, но с общими интересами.
Тут тоже мимо.
Конечно, Лопахина и Варю объединяет их трудолюбие. Они оба любят трудиться, с помощью работы они забываются, отвлекаются от ненужных мыслей.
Но всё-таки точек соприкосновения у них нет. Им даже говорить не о чем. Мне очень нравится момент в пьесе, где Лопахин хочет поделиться своими впечатлениями о просмотре спектакля, но его грубо перебивают.
Ведь с Варей он тоже не может поговорить об этом, чтобы она внимательно слушала, а главное, чтобы поняла. А иначе, может быть, и женился бы на ней.