Помните темнокожую фрейлину Екатерины Арагонской в «Испанской принцессе»? Ту самую Лину, которой «там быть не могло». А что если она не просто могла там быть, но и действительно была?
Невероятно, но факт: у Лины де Кардонес из сериала есть вполне реальный прототип. Давайте же скорее узнаем, что историкам известно об этой женщине.
Другая Каталина
В 1501 году инфанта Екатерина Арагонская приезжает в Англию, чтобы стать женой принца Артура. С ней прибыла ее огромная свита. Гуманист и любитель костров сэр Томас Мор писал, что среди слуг были некие «горбатые, низкорослые и босоногие пигмеи из Эфиопии». И это не значит, что они прибыли из страны, которую мы сегодня зовем Эфиопией. Это было таким общим названием для мест, где жили темнокожие люди.
Среди тех, о ком Томас Мор так «лестно» отзывался, была рабыня Каталина — темнокожая женщина, которая много лет прислуживала королеве в спальне. Она занимала эту должность и во время брака Екатерины с Артуром, и во время ее брака с Генрихом VIII.
Службу Каталина оставила незадолго до того, как грянул королевский развод. Она вышла замуж за изготовителя арбалетов мавританского происхождения и они уехали в Гранаду. И английский суд, и испанские сторонники королевы пытались отыскать женщину, ведь ее доступ к простыням Екатерины Арагонской внезапно стал делом государственной важности.
Неизвестно, нашли ли в Каталину в итоге или нет. Свидетельницей по делу она не стала. После 1531 года ее имя больше не всплывает ни в каких записях.
Почему ее звали Каталина и откуда она взялась в услужении королевы? Скорее всего, она была одной из тех, кого пленили родители Екатерины — Фердинанд и Изабелла. Они активно расширяли территорию своей империи и захватили, в том числе, Гранаду, где тогда преобладало темнокожее мусульманское население. Выбор королевская чета предлагала простой: принимайте христианство или умрите.
Рабам, обращенным в христианство, давали новые имена. Так что служанку Каталину назвали в честь своей хозяйки — Екатерина Арагонская до переезда в Англию звалась именно так.
Кстати, искали «другую Каталину» в городе Мотриль, как раз в Гранаде. Возможно, это была ее родина. У женщины было две дочери.
Каталина была далеко не единственной темнокожей служанкой при дворе. Как минимум еще одна ее безымянная коллега той же расы прислуживала Екатерине. Неплохо устроился и Джон Бланк — трубач, выступавший при дворе Генриха VII. Он играл на его похоронах, а потом и на коронации Генриха VIII. Когда Джон женился, молодой (тогда еще) король подарил музыканту щедрый свадебный подарок: костюм из фиолетовой ткани, чепчик и шляпу.
В чем соврала «Испанская принцесса»
Во-первых, в сериале у Лины сыновья, а не дочери. Это сделано для усиления драматизма, ведь королева родить мальчика не может, а у ее ближайшей подруги их сразу двое.
Во-вторых, безусловно, в сериале положение Лины показано куда выше, чем оно было на самом деле. Тут ее скорее совместили с Эльвирой Мануэль , дуэньей Екатерины.
Ну и в-третьих, исламо-католический обряд на свадьбе вряд ли имел место быть. Хотя бы потому, что муж Каталины, скорее всего, тоже принял христианство, чтобы избежать лишних проблем.
Собственно, это главные отличия реальной Каталины от вымышленной Лины. В остальном история темнокожей служанки получилась даже более достоверной, чем история Екатерины Арагонской.
Откуда обо все этом известно?
Темнокожее население в средневековой Англии исследуют уже давно. Есть два ведущих специалиста в этой области: историк и журналистка Миранда Кауфманн и доктор Оньека Нубия, исследователь и преподаватель истории и права.
Кауфманн выпустила книгу о темнокожих людях во времена Тюдоров, которая называется «Black Tudors: the untold story». Здесь она подробно рассказывает о книге и своих изысканиях.
Оньека Нубия выпустил несколько книг об африканцах в Англии, в том числе в тюдоровской: «England’s Other Countrymen: Black Tudor Society». Также он пишет художественные книги. Доктор уже давно предлагает сделать учебную программу по истории Великобритании более инклюзивной, чтобы опыт темнокожего населения рассматривался не только в контексте рабства.
Ученые берут сведения в основном из сохранившихся личных писем. Например, Томас Мор упомянул «эфиопов» именно в письме. Есть также редкие изображения африканцев и их письменные описания, включающие отсылки на статус и цвет кожи. И, конечно, информация о тех, кто служил при дворе, сохранилась в многочисленных отчетах.
Теперь, когда вы знаете историю настоящей Лины, изменилось ли ваше отношение к «Испанской принцессе»?
📖 Читайте также:
- Королева Шарлотта: первая африканка на английском троне?
- Три причины, почему темнокожая Анна Болейн — это нормально