В сентябре 1914 года паровой барк «Эклипс», находившийся под управлением Отто Свердрупа, встал на зимовку в безымянной бухте Карского моря возле восточного берега мыса Вильда. Позже эту бухту назвали Эклипс.
Следующие упоминания о бухте появляются в 1968 году, когда в ней начала действовать "в/ч 2532 г.Воркута ПОГЗ Эклипс", а рядом с погранзаставой развернули роту ПВО. Удаленную заставу с внешним миром связывали вертолеты, регулярно летавшие с Диксона, Для этого активно использовался промежуточный аэродром на мысе Стерлегова (в 80 км к западу ). Служба на побережье Северного Ледовитого океана была тяжелой. Полгода полярной ночи с морозами до -50 градусов сменялись холодным ветреным летом. Однако, сложности частично компенсировались хорошим авиа сообщением поэтому, у командного состава была возможность в любое время привезти семью и слетать на Диксон.
В 1994 году роту ПВО расформировали, техника и здания перешли во владения погранзаставы, а хозяйственные постройки оказалась брошенными, причем, частично , с продуктами. Этим пользовались песцы, горностаи и белые медведи, регулярно ходившие «бомбить заброшки».
После ухода роты ПВО сообщение «с материком» резко ухудшилось. Теперь вертолеты появлялись на заставе не чаще 2-3 раз в год, а завоз топлива и продовольствия осуществлялся один раз в год.
Так к концу 90-х погранзастава "Эклипс" стала самой редко посещаемой в стране. Сюда прилетали только холостые военнослужащие.
В 2006 году Отдельный Арктический пограничный отряд, в который входила погз "Эклипс", расформировали.
Люди ушли из бухты, вероятнее всего, в 2010 году.
Ржавая техника и постройки остались, как напоминание... Но не только они.
Мыс Вильда тоже хранит память. На нем есть три могилы. Две современные - 1974 и 2000 годов - с солдатами-срочниками, замерзшими при трагических событиях. Третья — дореволюционная. Здесь покоится кочегар Г.Г. Мячин с ледокольного парохода "Вайгач", умерший от перитонита в 1915 году.
Памятники и крест видны лишь вблизи, а вот пятиметровый деревянный астрономический знак заметен издалека. В справочниках он значится как «знак, установленный Отто Свердрупом во время зимовки 1914-1915 годов». Однако, военнослужащие, побывавшие на Эклипсе, почему-то упорно приписывают его происхождение Колчаку. Загадку эту могли бы разъяснить две медные таблички с именами и координатами, находившиеся на столбе, но они в 80-х годах исчезли при странных обстоятельствах.
Вот, пожалуй, и все. Надеюсь, что найдутся читали, которые дополнят эту историю.
Возможно, вам также будет интересно:
Брошенный непотопляемый авианосец. Симушир, бухта Броутона.
Заброшенный соляной рудник возле поселка-призрака Нордвик.
Все статьи канала со ссылками, рассортированные по рубрикам.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — порадуйте автора лайком или сделайте репост.
Не забудьте подписаться на канал!
Пишите комментарии к публикации, задавайте вопросы. Рада общению с Вами!
#карское море #эклипс #заброшенное