Об этом месте я услышала совершенно случайно. Оленеводы, у которых я гостила в чуме несколько дней, между собой обсуждали, где сейчас пасется стадо оленей и куда надо будет ехать, чтобы их собрать. И как-то вскользь обмолвились: "Ну там, вокруг вертолёта бродят". Что? Вертолёт?! Естественно, я тут же "сделала стойку" и приступила к расспросам о том, где именно, как туда попасть и что стало с вертолётом.
Правда, когда именно упал вертолёт, мнения у оленеводов расходились: одни говорили, что в 90-е, другие, что в 2000-х. Но будем считать, что это было начало двухтысячных и конец 90-х.
Больше они никаких подробностей не знали. Ну разве что говорили, что при аварии никто не погиб.
Путь до вертолёта был указан очень своеобразно: мол, идёте по тундре воооот туда, по оленьей тропе. И через тройку километров взойдете на сопку, а за ней уже сразу увидите вертолёт.
Звучит не очень страшно. Но 6 км по тайге в -20 °С и ветер - это не прогулка по весеннему городу, поэтому пришлось немного утеплиться и взять солнцезащитные очки.
Ну и пошли. Слабоумие и отвага же. Да и что может случиться в тундре?
По оленьей тропе идти довольно удобно: почти не проваливаешься в снег, можно глазеть по сторонам, изучать следы зайцев, песцов и смотреть, в какую сторону улетают полярные куропатки.
Шли мы довольно долго. Километраж никто не засекал, да и непонятно было, насколько точной была информация про 2-3 километра. Вдруг на "языке оленеводов" это означало 10? Но решили идти, пока тропа нормальная.
И минут через 40 пути посередине белой тундры увидели что-то странное.
Естественно, к вертолёту олени тропу не протоптали, поэтому пришлось ломиться по азимуту, проваливаясь по пояс в снег. Но чего ни сделаешь ради искусства?
Естественно, вся махина находится под метровым слоем снега. Снаружи торчит только винт и часть фюзеляжа. А летом тут болото и никаких троп на многие десятки километров. Так что подойти и рассмотреть всё можно только зимой.
Если лечь в сугроб, то можно попытаться заглянуть внутрь вертолёта. Только там, так же как и снаружи, всё засыпано.
А вот винты и их механизм впечатляют. Железо, которое способно поднять в воздух тонн 6.
Интересно, винты погнулись так при аварии или уже потом, за многие годы "прозябания" в тундре?
Только я не особо разбираюсь в технике, поэтому точно идентифицировать машину не смогла. Но вдруг у вас получится. Скорее всего, это был либо Ми-6, либо Ми-8.
Считаем экспедицию под кодовым названием "Найди в тундре вертолёт" успешно завершившейся. Бравые полярники выполнили все намеченные цели, сделали селфи и могут отправляться в обратный путь, к тёплому чуму и чайнику с чаем :)