Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Затор на Суэцком канале расширил железнодорожное сообщение между Китаем и Европой

Китайские производители, экспортеры и судоходные компании, суда и партии грузов которых все еще застряли в заторах Суэцкого канала, изо всех сил пытаются найти обходные пути для своих товаров. И это несмотря на новости в понедельник о том, что египетский оператор водного пути освободил контейнеровоз, севший на мель и заблокировавший межконтинентальный торговый поток неделю назад. Контейнеровоз Ever Given, один из крупнейших в своем роде, был полностью загружен после захода в порт Шэньчжэнь, Китай, но заклинил во время прохождения через канал по пути в Роттердам в Нидерландах. Китайские газеты ссылаются на судоходные агентства и экспедиторские фирмы, утверждающие, что более 20 000 контейнеров, перевозимых судном, были заполнены товарами, начиная от мебели Ikea и заканчивая медицинскими принадлежностями, включая маски.

На прошлой неделе морское движение по обоим концам Суэцкого канала, жизненно важного 163-километрового короткого пути, соединяющего Средиземное и Красное моря, увеличилось в обоих направлениях. Тем временем в грузовом подразделении China Railway Group наблюдается резкий рост запросов и заказов. Пространство и поддоны на линиях скоростных железнодорожных грузов между китайскими заводами и европейскими узлами заполняются быстрее, чем когда-либо, - это новое благо, поскольку Китай и Европа только что отметили десятилетие эксплуатации линий с марта 2011-го года.

Были внесены новые предложения по расширению пропускной способности железнодорожного сообщения и сокращению не только времени, но и затрат на привлечение большего количества товаров для перевозки по суше из Китая в Европу. Пока, по данным оператора канала, до 80% торговли между Азией и Европой по-прежнему проходит через Суэцкий канал.

Железные дороги могут получить большую долю трафика, поскольку магистральные линии теперь соединяют промышленные центры Китая, такие как Чжэцзян и Гуандун, с Гамбургом и Дуйсбургом в Германии, ключевыми железнодорожными узлами в самом сердце Европы, где товары переправляются по фидерным линиям через континент. Чжан Мин, глава представительства Китая в Европейском союзе, в ходе выступления на виртуальном мероприятии, посвященном 10-летию трансконтинентального железнодорожного сообщения, отметил, что в 2020-м году было совершено 12 400 рейсов для доставки товаров из Китая в 92 города 21 европейской страны.

Комиссия по национальному развитию и реформам Государственного совета Китая также заявила, что упрощение процедур таможенного досмотра и очистки, а также модернизация поездов означают, что время, необходимое для движения по суше из Шанхая в Гамбург, будет на четверть меньше, чем при транспортировке через Суэцкий канал. Государственный совет и министерство иностранных дел являются одними из ключевых сторонников железнодорожных грузов и, как сообщается, отмахиваются от противодействия государственной судоходной компании Cosco открытию новых железнодорожных маршрутов.

Йоханнес Пфлуг, чиновник муниципального правительства в Дуйсбурге, отвечающий за вопросы иностранного бизнеса, сказал Службе новостей Китая, что обычно китайские экспортные товары прибывают в его город по железной дороге всего за две недели, но им нужно будет потратить до месяца на поездку, если ключевые водные пути и морские пути сообщения будут перегружены или заблокированы. Он также сказал, что поезда, возвращающиеся в Китай, также будут заполнены автозапчастями, вином и продуктами питания, поскольку Германия активизировала свои усилия, чтобы продать больше своему крупнейшему торговому партнеру.

Очевидная экономическая эффективность также привлекает китайских экспортеров товаров, чувствительных к срокам, и высокотехнологичной продукции, поскольку средняя стоимость контейнера, отправляемого по железной дороге, составляет пятую часть сокращенных в настоящее время авиаперевозок между Китаем и Европой, при этом многие рейсы останавливаются из-за вспышки пандемии Covid-19, их еще предстоит восстановить. China Railway Group добавила, что операторы в Китае и Европе будут работать вместе, чтобы доставлять товары туда и обратно. Между тем, Суэцкому каналу, вероятно, потребуются недели, чтобы облегчить тупиковую ситуацию, поскольку судоходным компаниям рекомендуется найти другие маршруты, чтобы избежать обратного хода.

Железная дорога дешевле авиаперевозок, но дороже доставки морем. Однако на этой неделе Центральное телевидение Китая сообщило, что средняя стоимость отправки товаров по железной дороге в Европу была как минимум на 50% выше, чем доставка по Суэцкому каналу, и из-за нехватки пропускной способности цена будет еще выше. Оператор компании по перевалке портовых и железнодорожных грузов в провинции Чжэцзян на востоке Китая, где производилась большая часть товаров для Европы, сообщил Asia Times, что грузовой поезд обычно может перевозить 200 контейнеров, в то время как одно только судно Ever Given может перевезти в 100 раз больше количество.

Он сказал, что товары Zhejiang, перевезенные в Европу по нескольким железнодорожным маршрутам, в прошлом году составили около миллиона контейнеров, что составляет небольшую часть от общего объема поставок. В 2020-м году порт Нинбо-Чжоушань в провинции Чжэцзян обработал более 28 миллионов контейнеров. В новом плане Пекина по развитию транспорта и инфраструктуры на следующие пять лет, недавно одобренном на парламентской сессии в этом месяце, изложены проекты по продлению железнодорожных линий в Центральную Азию. План также предусматривает строительство новых контейнерных причалов в ключевых морских узлах, таких как Шанхай, Нинбо, Гуанчжоу и Шэньчжэнь. Опираясь на устойчивые торговые связи Китая с Западом, Шанхай и Нинбо в течение нескольких лет были самыми загруженными и третьими по загруженности контейнерными портами в мире.

FRANK CHEN