Найти тему

Школьное образование. Ближайший прогноз

Оглавление

Диалектика выдумана человеком.

Но это удачная выдумка, способ увидеть не очевидное. Например, причины падения качества школьного образования. Зачем?

Чтобы перестать тратить нервы на пустую критику и нащупать пути реального улучшения. Нет, не системы. Система продолжит движение по нисходящей орбите.

Программа для механического пианино

Механическое пианино может делать музыку.

С одной оговоркой: это будет не музыка, а последовательность звуков, извлекаемых по наперед заданному алгоритму. Такая музыка сгодится как фон в дешевом баре, где ее все равно никто не слушает.

"Программы", "алгоритмы", "технологии", "образовательные траектории", "технологические карты уроков". Представить современную школу без этих терминов невозможно.

А не так давно было возможно.

Учитель - ученик

Еще каких-нибудь пару тысяч лет назад обучение происходило от человека - к человеку. Не было ни метода, ни технологий.

Какой метод использовал в обучении Платон (как имя нарицательное)? "Метод беседы" в саду Академа?

Мы большие мастера приклеивать ярлыки к тому, чего не понимаем.

Если беседа - это метод обучения, то дыхание при ходьбе - это спорт. А я - реинкарнация Платона :-)

Сама Платон и был Методом.

Разговаривать, "вести беседы" мог каждый, а научить умели немногие.

"Обучение всегда связано с эмоциями"
Платон

Обучение человека всегда связано с другим человеком.

Чтобы стать Андреем Рублевым, требовалось много лет прожить рядом с другим мастером. Растирать для него краски, подавать кисти, присматриваться, "беседовать", копировать ...

Живое ...
Живое ...

Учитель - метод

"Методы обучения" появились недавно.

Принципы Яна Каменского (16 век), принципы "Природосообразного обучения" Иоганна Песталоцци (18 век) уже можно назвать методами.

Метод и есть набор принципов. А посему принцип Ушинского:

"Педагогика - это не наука, а искусство"
К.Ушинский

оставался в силе. Без учителя ни один педагогический метод не работал ни 100 лет назад, ни 1000.

А вот принцип воспитания Макаренко, признанного ЮНЕСКО одним из четырех лучших педагогов мира:

"Только живой пример воспитывает ребенка"
А.Макаренко

Опять: нет человека - нет и обучения.

Можно ли систему Макаренко назвать методом? Если да, то, стесняюсь спросить: а где хотя бы наполовину столько же яркие результаты его последователей?

Но все-таки, и Ушинский, и Макаренко, и еще несколько педагогов действительно разработали принципы, которые можно было назвать методом. Ориентируясь на который, многие педагоги учили лучше, нежели "с нуля".

Многие, но далеко не все.

Алгоритм - механизируемый человек

К чему пришла современная школа, спускаясь по нисходящей спирали?

  • От учителя-человека к человеку-ученику;
  • через учителя, использующего метод в обучении людей,
  • к учителю - "механическому пианино", включающему презентации и электрические уроки для механизируемых человечков.

Пусть об этом напишут в комментариях учителя, которых чуть не наизнанку выворачивает от "современных образовательных технологий", алгоритмов постсоветского образования - партитур для механического пианино.

Статья не об этом. Диалектика - удачная выдумка, неплохой метод прогнозирования.

Прогноз школы такой

Мы вступили в эпоху сильнейшей поляризации, разделение на

  • "образование", как партитура для "механического пианино" и
  • образование для "некоторых остальных".

Механические партитуры станут еще более механическими, даже если электрическими.

Образование для человеков вытеснится в человеческие кластеры. Скорее всего, в семьи, где будут всерьез заниматься воспитанием детей. И "совсем некоторые" школы. Не "элитные".

Почему же "не элитные"?

Почему в элитных школах не будет настоящего образования?

Потому что все повторяется и стоит иногда заглядывать в историю.

Вспомните, почему Петр Первый в 1722 году ввел "табель о рангах" не "по породе", а по "личным заслугам"? Потому что дворянские балбесы отлично умели пропивать и прогуливать с барышнями отцовские денежки, но к обучению, как и к созданию прибавочного продукта, оказались не приспособлены.

Вот поэтому.