Найти в Дзене
культшпаргалка

Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах

Оглавление

К.Маковский. Девушка в жемчужном ожерелье.
К.Маковский. Девушка в жемчужном ожерелье.

Не все русские композиторы, любимые и широко известные в своё время, достигли статуса "великих". Многие из них тем не менее занимают очень почётное место в истории отечественной музыки, другие известны лишь некоторыми своими сочинениями. От третьих остались только имена. А кто-то и вовсе забыт.

Но без всех них не было бы великих Глинки, Чайковского, Мусоргского и Рахманинова. Эти "не великие" русские композиторы создали сам дух, традицию и атмосферу национальной музыки. Поэтому их небольшие шедевры очень много говорят нашему сердцу.

Вот некоторые из них.

🟢Алексей Николаевич Верстовский. Хор девушек из оперы "Аскольдова могила"

-2

В музыкальном мире России первой половины 19 века было две главных фигуры: Верстовский (в Москве) и Глинка (в Петербурге). Каждый из них считал себя главным русским композитором. И хотя публика больше любила оперы и водевили Верстовского, профессиональный статус Глинки был выше. Правда, в отличие от Верстовского, занимавшего пост театрального инспектора всея Москвы, Глинка не так и не смог получить хорошей должности.

Всё это создавало между ними скрытое напряжение. Верстовский обижался, что с приходом Глинки его забыла музыкальная критика, а Глинку, вероятно, раздражали карьерные успехи конкурента. В своих Записках он о ком только не пишет! Но Верстовского не упоминает ни разу, как будто его не вообще не существовало в природе.

Самая популярная опера Верстовского с разговорными диалогами "Аскольдова могила" была написана на год раньше "Жизни за царя" Глинки и имела оглушительный успех. Она шла во всех российских театрах до самой Октябрьской революции, а потом была забыта на долгое время. Исполнялись только отдельные номера из неё и особенно часто - любимый многими замечательный хор девушек из третьего действия.

Его поют наложницы князя Святослава Игоревича.

Ах, подруженьки, как грустно круглый год жить взаперти!
Из-за стен лишь любоваться на широкие поля!
Нам и песни не веселье: от тоски мы их поём.
К одним горестям привычные, мы скучаем с юных лет.
И зачем мы, горемычные, родились на белый свет!

🟣Антон Григорьевич Рубинштейн. Романс Демона из одноимённой оперы

-3

Среди многочисленных заслуг Антона Рубинштейна перед русской культурой (он был основателем русской фортепианной школы и первой российской консерватории) его композиторская деятельность - не самая главная. Но при этом в России не было другого настолько плодовитого композитора: едва ли вся "Могучая кучка" (пять композиторов) написала столько, сколько он один - и оперы, и симфонии, и концерты, и оратории, и романсы, и множество фортепианных сочинений.

Тем не менее великим композитором он не стал. Ференц Лист откровенно писал ему об отсутствии индивидуального стиля.

И всё же в музыке Рубинштейна есть очень много прекрасных взлётов вдохновения. Как, например, этот удивительный Романс Демона. Совершенно космическая, завораживающая музыка.

Дмитрий Хворостовский.

🟠Антон Степанович Аренский. Романс Певца за сценой из оперы "Рафаэль"

-4

Мелодический дар Аренского производил сильное впечатление на Чайковского. Он горячо рекомендовал его оперу "Сон на Волге" директору императорских театров Всеволжскому. Но для полной реализации своего таланта Аренскому чего-то не хватало: то ли характера, то ли целеустремлённости. Он преподавал композицию в Московской консерватории и имел репутацию спонтанной, склонной к излишествам личности.

Аренский написал не очень много музыки, она не способна глубоко впечатлить или потрясти, но сделана очень добротно и элегантно. Несмотря на то, что Римский-Корсаков нелестно отзывался о его творчестве и предрёк, что «забыт он будет скоро», несколько сочинений Аренского остались в концертном и педагогическом обороте.

Например, этот Романс Певца за сценой из оперы "Рафаэль".

Правда, мелодия этой арии Аренкскому не принадлежит. Он взял её из популярного в те годы сборника итальянских песен. Там она называется "Lo granatiello".

Константин Огневой.

🔵Василий Сергеевич Калинников. Серенада для струнных

-5

Тормозом для композиторской карьеры Калинникова были два обстоятельства: его бедность и очень плохое здоровье. По этой причине он не смог получить хорошего образования (был отчислен из Московской консерватории за неуплату) и вынужден был постоянно заботиться о куске хлеба.

О его трудоустройстве хлопотал Чайковский, но было уже поздно. В 27 лет Василий Калинников заболел туберкулёзом.

Последние годы он жил в Ялте, где написал своё самое известное сочинение: 👉Первую симфонию соль минор (всего симфоний у Калинникова две) с на редкость красивой "русской" темой в первой части. Через некоторое время симфония была с большим успехом исполнена в Киеве, а позже и в европейских столицах. Через три года после премьеры Василий Калинников умер. Ему было 35 лет.

Эта Серенада для струнного оркестра не так хорошо известна, как Первая симфония или его фортепианная 👉"Грустная песенка", но очень хороша типичной "калинниковской" тихой, чуть сентиментальной и очень поэтичной лирикой. Недаром Калинникова называли "Кольцовым русской музыки".

🔴Владимир Иванович Ребиков. Вальс из оперы "Ёлка"

-6

Ребиков был довольно эксцентричной фигурой в музыкальном мире России конца 19 - начала 20 веков и имел репутацию декадента. Он фонтанировал радикальными гармоническими идеями, писал смелые манифесты, декларировал отказ от музыкальной формы и других пережитков прошлого, изобретал новые музыкальные жанры - «меломимика», «мелопластика» и "музыкально-психологические картины".

Неудивительно, что он не вписался в рамки отечественного музыкального процесса, не был принят в консерваторию, учился частным образом, жил в провинции и после недолгого периода известности умер, забытым всеми, в разгар гражданской войны.

Возможно, смелость новаций Ребикова не соответствовала масштабу его небольшого таланта. Он остался в истории русской музыки своими вполне традиционными меланхолическими фортепианными 👉вальсами в духе Чайковского с оттенком Шопена и другими пьесами для детей, которых он написал довольно много.

Из нескольких его опер успех имела только одна - "Ёлка" по мотивам сказки Андерсена. Но со временем и она ушла в тень времени, оставив после себя в памяти потомков только этот очень популярный вальс.

Александр Бахчиев.

Ещё на эту тему:

⭐Пять самых прекрасных девушек из русских опер

⭐Шесть маленьких экзотических хоров из классических опер

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки