С именем Франца Карловича Сан-Галли, прусского предпринимателя приехавшего в Россию в 1843, в Петербурге связано несколько мест. Это прежде всего известный особняк на Лиговском проспекте (и расположенный рядом сад), а также чугунолитейный и механический завод.
Франц Карлович считается изобретателем чугунного радиатора отопления и человеком, который ввел в наш обиход слово батарея в качестве названия отопительного прибора.
Сан-Галли относился к тем редким предпринимателям, которые считали, что для своих рабочих нужно создавать хорошие условия, поэтому рядом с заводом был построен жилой городок для рабочих со всеми современными условиями того времени.
Но есть еще одно место в Петербурге связанное с именем Сан-Галли, которое находится достаточно далеко от Лиговского проспекта - на Петровском острове. Именно здесь предприниматель построил целый городок из вилл для сдачи в аренду.
Вот что он сан говорил об этом месте:
На Петровском острове, на берегу Малой Невы,<...> я начал строить другую колонию для частных жильцов. На этом месте , кроме шести перестроенных мною домов, вновь выстроены еще 11, в роде виллы, со всем комфортом, с электричеством на лестницах, водопроводом, с фильтром канализацией, купальнями, ледниками и пр .
Городок состоял из 17 вилл, окруженных зеленью. Место было крайне популярное, близко к центру города, и такие дома могли позволить себе только достаточно состоятельные граждане. Иногда в литературе ошибочно пишут, что это был жилой городок для рабочих. Я думаю, что это последствия советской пропаганды. Рабочие в этом городке действительно стали жить, но только после революции. Вся собственность семьи Сан-Галли была национализирована, а вилы были перестроены под коммунальное жилье. К сожалению, дома были деревянные и поэтому до наших дней они не дожили: то ли были снесены от ветхости, то ли были разобраны на дрова в блокаду.
Единственные постройки которые остались от этого шикарного места - это водонапорная башня и прачечная. Скорее всего потому, что они были построены из кирпича, а не из дерева.
Башня была перестроена под квартиры, а в прачечной утроили гараж.
Такие странные номера квартир часто возникали, когда здание нарезали на отдельные квартиры.
К сожалению, здание не в самом лучшем состоянии, вот такие марки на трещинах видели на стенах башни.
Территория вокруг активно застраивается современными жилыми комплексами. Вот такое теперь соседство у этого небольшого дома:
Но надеюсь, что этот кусочек памяти избежит забвения.
А вы что думаете? Хотели бы жить в бывшей водонапорной башне?