Не думала, что так быстро напишу продолжение, но Писательский дом «не отпускает» меня. Как и обещала, я расскажу вам об одной из его квартир, и покажу фотографии.
Об истории Писательского дома на набережной канала Грибоедова 9 я подробно писала ЗДЕСЬ.
Позволю только себе напомнить вам , что до революции в доме жили музыканты Придворного царского оркестра. И хотя оркестр был в советские времена переименован в Государственный и стал первым музыкальным коллективом страны, музыкантов, живущих в доме значительно потеснили и уплотнили . Так произошло и с той квартирой, о которой пойдет речь.
В царские времена эту тогда еще четырехкомнатную квартиру на третьем этаже занимала семья флейтиста. Когда же началось уплотнение, музыкант и его супруга оказались в маленькой 14-метровой комнате. Повезло им только в одном. В комнате был камин, поэтому смерть от холода им не грозила.
В остальные комнаты поселили, как бы сейчас сказали, людей абсолютно разного социального состава. Жильцы часто менялись.
До нас эта история дошла со слов бывшего тогда совсем маленьким ребенком нынешнего хозяина квартиры Антона ( имя по понятным причинам изменено) с 1940 года. Помимо вдовы флейтиста Матильды соседи тогда были такие:
первую комнату занимала семья коменданта одного из музеев, вторую- семья служащего НКВД, а в третьей жили Антон и его мама, художница, преподаватель Академии Художеств.
Нужно ли говорить, что заправляла в квартире жена НКВДшника Нина , и с молчаливого согласия соседей ее любимому отпрыску для его увлечения была отдана квартирная кладовка. А увлечение у него было весьма опасное.
Юноша мечтал стать герпетологом, и в кладовке в больших аквариумах поселились три ядовитых змеи, которых ему удалось где-то раздобыть. Никто не радовался такому соседству. Проходя мимо кладовки, маленькая собачка жены коменданта Люси рычала, а кот Матильды шипел и щетинился. Но соседям и их питомцам приходилось мириться и считаться с квартирным террариумом.
Пожилой вдове музыканта пришлось совсем туго . Она и так-то была запугана и беспомощна, а тут еще одинокая старость, такие тяжкие испытания переменами и жизнью в коммуналке со змеями в кладовке.
Атмосфера в квартире была тяжелая. Крикливая Нина понукала всеми, устанавливала свои порядки. Кроткая старенькая Матильда старалась почти не выходить из комнаты. Мама Антона Анна, жившая через стенку, как могла опекала и поддерживала пожилую соседку, подкармливала ее, частенько принося продукты .
По вечерам они вместе пили чай под рассказы Матильды о прежних временах. Она старалась не унывать. Так и жили.
Однажды в квартире случилось ЧП, о котором никто долго не догадывался. Все началось с того, что маленькая домашняя собачка стала вести себя очень беспокойно. Она лаяла , бегала по комнате и царапала когтями пол, пытаясь что-то раскопать в углу.
Никто не мог понять в чем дело, пока не заглянули в кладовку. А как увидели что случилось, похолодели от ужаса.
Змей в террариуме не было. И в кладовке тоже. Через вентиляционное отверстие в полу, гадюки уползли под пол. В квартире началась паника.
Был вызван отряд милиции, только что делать в этой ситуации толком никто не знал.
Выручил дворник. Будучи азиатом, видимо он имел какой-то опыт в общении с опасными пресмыкающимися. Змей выкуривали нафталином, разобрав часть пола. Одна выползла быстро. Вторую нашли на следующий день в корзине с тряпьем в комнате перепуганной Матильды, а вот третью не могли разыскать неделю.
Каков же был ужас жильцов квартиры, когда змея была обнаружена обвившейся вокруг трубы за унитазом!
Жильцы квартиры еще долго не могли прийти в себя, везде им мерещились змеи. Был только один плюс в этой истории- кладовка квартиры перестала быть террариумом, а пресмыкающиеся были выдворены в Карельский лес!
Но эта жуткая история видимо добила старенькую вдову флейтиста. Помня просьбу соседки, Анна после смерти Матильды, позвонила ее подруге, которая незамедлительно явилась в комнату, забрала осиротевшего кота и вытащила из-под железной кровати старую дореволюционную жестяную коробку .
На глазах удивленной Анны она открыла коробку, которая оказалась полной драгоценностей. Матильда завещала своей любимой соседке Анне старинный браслет, который и был ей немедленно передан на добрую память.
Именно этот браслет, а точнее драгоценные камни из него, спасли маленького Антона и его маму во время Блокады от голода.
На эти камушки Анна выменивала хлеб.
В память о Матильде, спасшей когда-то своим подарком их жизни , в квартире ныне пожилой художник Антон хранит эту картину. Она называется « Три музицирующие девушки».
Это репродукция неизвестного голландского художника XVI века, которого называют Мастером женских полуфигур. Мама Антона считала, что флейтистка очень похожа на Матильду в молодости.
Такую вот историю помнят стены Писательского дома.
А что же сама квартира? Как и многие квартиры в доме, она впоследствии была разделена на две отдельных . Благодаря двум входам , это было можно сделать официально, и многие жильцы такой возможностью воспользовались.
В результате получились квартиры с кухней без окна, да еще и совмещенной с прихожей. Но тем не менее я не знаю квартиры гармоничней.
Летом, когда рядом с домом на канале Грибоедова играют уличные музыканты, иногда до старых окон квартиры доносится музыка флейты.
И тогда вдруг словно ветерок проносится по комнатам . Начинают тихонько скрипеть половицы, и легкая тень Матильды появляется на солнечных стенах комнаты со старым камином.
Спасибо вам, друзья, за прекрасную компанию!
Подписывайтесь на мой канал, и я расскажу вам еще немало интересного о Петербурге, его окрестностях, и конечно о людях, которые творили историю самого прекрасного города России.