Найти в Дзене

Инновация в образовании: обучение на основе хип-хопа

Оглавление

Свежий обзор Открытого университет Лондона о трендовых практиках в педагогике Innovating Pedagogy 2021 традиционно предлагает 10 наиболее интересных инноваций.

Среди них под номером 7 с указанным "средним" "возможным воздействием" описан феномен "культурно-релевантного обучения через хип-хоп." В России уже более десятилетия существует феномен русского рэпа, развивается хип-хоп культура. В этом контексте интересно рассмотреть, в чем этот феномен заключается на международном уровне.

© Shutterstock.com/Radoman Durkovic
© Shutterstock.com/Radoman Durkovic

Что это такое?

Обучение на основе хип-хопа (или HHBE) – это подход к преподаванию и обучению, который фокусируется на использовании хип-хопа в школе и вне ее стен.

Тема, конечно, не является новой. Использование хип-хопа является примером cultural responsive pedagogy - то есть педагогики, которая не только стремится к научению, но и к раскрытию идентичности ученика.

Хип-хоп как музыкальный жанр, культура и художественное направление актуализировались для образования тремя способами.

Во-первых, учителя и педагоги используют в учебных программах различные артефакты хип-хопа, например, тексты. Это способ обеспечить культурно приемлемый и критический подход в обучении в надежде на расширение прав и возможностей маргинализированных групп, например, молодых правонарушителей или детей, находящихся под наблюдением.

Во-вторых, хип-хоп - это больше, чем музыкальный жанр - сообщения, встроенные в музыку, вплетены в процесс формирования идентичности и культурного понимания для многих людей, а также основой понимания социальной справедливости.

В-третьих, вузы по всему миру взаимодействуют с хип-хопом посредством исследований, преподаваемых курсов и конференций. Например, в Стэнфорде и Мичиганском университете в США различные формы хип-хопа изучаются в разных таких предметных дисциплин, как английский язык, социология, лингвистика, танец, антропология и музыка.

Образование на основе хип-хопа - это зонтичный бренд, который охватывает и образовательные исследования, использующие элементы хип-хопа ( например, рэп, граффити или брейк-данс) для обогащения обучения в формальных и неформальные пространствах – в школах и коммьюнити-центрах.

Пример активного развития подхода - сообщество преподавателей и студентов Hiphoped.com. Оно создает инновационные образовательные программы, объединяя экспертов в области хип-хопа и его "применения" в контексте STEM, английского языка, консультирования, школьного управления и благополучия. В еженедельном чате в Твиттере сообщество обсуждает хип-хоп подход к обучению, делает подкаст, проводит ежегодную конференцию.

Как применяется подход на практике?

Возможны четыре точки приложения подхода HHBE:

  1. образовательные программы на основе хип-хопа – в клубах, лагерях отдыха, или как часть программы общественных центров;
  2. национальные образовательные кампании в стиле хип-хоп - могут поддерживаться благотворительными организациями, общественными деятелями или знаменитостями (пример - ролик-призыв к выпускникам "Go to college" с участием первой леди США (на момент выхода видео) Мишель Обамы;
  3. образовательные продукты "в стиле хип-хоп" - учебные пособия, книги и онлайн-программы;
  4. деятельность НКО, которые сотрудничают со школами и педагогами для распространения поддерживающих материалов и развития подхода.

HHBE можно развернуть на уровне школы или даже класса.

Например, хип-хоп был использован в учебной программе в США для дошкольников и принес зафиксированную пользу - улучшение грамотности, показателей когнитивного и физического развития, у учеников отмечался социальный и эмоциональный рост. Успешно практикующие этот подход педагоги становятся национальными любимцами - например, учитель Майкл Бонер из North Carolina's South Greenville Elementary.

В целом можно говорить о том, что подход уже имеет практическое применение с ранних лет обучения вплоть до уровня высшего образования. Для старшей школы HHBE использует тексты рэпа в качестве материала для анализа на уроках английского, а ди - джеинг (выступление в роли диск-жокея) или эмсиинг (MCing - выступление в роли “мастера церемоний») - как способ описать или объяснить что-то.

Другое исследование показало, что внедрение HHBE в научную программу позволило учителям развить понимание социального опыта и эмоций студентов. Рефлексия и возможность поделиться сомнениями в ходе учебы может положительно влиять на академическую успеваемость студентов по STEM-дисциплинам. Следовательно, HHBE может поддерживать вовлеченность и мотивацию студентов.

В Великобритании HHBE использовался в мастерских со студентами из южноазиатских общин для облегчения обучения через критическое взаимодействие с рэп-видео и артефактами, чтобы вдохновить их на собственное исполнение рэпа - как музыки, так и текстов. На курсах хип-хопа в США преподавателям показывают, как с помощью элементов хип-хоп культуры вовлечь студентов в самые разные темы, от Шекспира до неврологии.

Барьеры и сложности в применении подхода

Ключевым аспектом, который следует учитывать и над которым нужно специально работать, - это аутентичность подхода. Важно понимать, что во многом ННВУ является целой социальной технологией и "терапией идентичности", а не просто "украшательством" программы.

Для использования HHBE преподаватель должен соотноситься с собственным прошлым и опытом. Следует держаться подальше от бесполезных практик вроде прибегания к терминологии хип-хопа вне контекста или демонстрации рэп-видео, не имеющего ничего общего с предметом курса. Важно не просто включать элементы хип-хопа в программу, но и вовлекать студентов в критическое изучение негативных аспектов хип-хопа, которые поощряют сексизм, насилие, расизм или другие формы антиобщественного поведение.

Проблемы, связанные с реализацией этого подход к преподаванию и обучению заключается в том, что у учителя может не быть опыта или глубоких знаний в области хип-хопа и, следовательно, ему может быть сложно изучить эту тему со своими учениками. С другой стороны, исследования показывают, что студенты ценят, когда учителя признают, что их кругозор в хип-хопе узок, но способны с уважением относиться ко взглядам и мнениям студентов и развивать у себя межкультурную компетенцию, чтобы лучше понимать своих учеников. Если учитель или инструктор не имеет опыта и может признать его отсутствие, то и студенты и учителя могут изучить и улучшить свои понимание совместно.

Исследователи видят потенциальные ловушки и ограничения этого подхода и призывают педагогов к самоанализу по следующим семи направлениям:

1. рефлексия опыта: «Какой опыт или квалификация есть ли у меня, который позволит мне использовать хип-хоп в моем обучении?»

2. хип-хоп как (не) присвоение: «Какова моя связь с хип-хопом? Я прославляю свою культуру или просто использую другую культуру для собственной выгоды? »

3. HHBE для успеха студентов: «Поможет ли мое использование хип-хопа преуспеванию студентов в будущем? »

4. интерпретация хип-хоп культуры: «Какие аспекты хип-хопа будут быть представленным в моем обучении? »

5. поддержка идентичности: «Будет ли мое использование хип-хопа ограничивать или расширять понимание молодежной культуры? "

6. проблема селебрити - «Как конкретные «идолы» обогатят контекст или «подсветят» темы, которые я преподаю? »

7. реалистичное отношение к хип-хопу в школе: "Насколько осознанно я отношусь к целям появления хип-хопа в учебной программе? Осознаю ли я ограничения?»

Что же в России?

Не опираясь на серьезные исследования (поищем материал и дополним этот текст обязательно, когда найдем их), рискнем предположить, что пока рэп-педагогика в России остается скорее единичной практикой отдельных педагогов - например, Артема Луценко, и не выходит за пределы edutainment. Дискуссия о том, насколько русский рок рэп может быть основой для глубокого контакта между учениками/ студентами и учителями/преподавателями - впереди.