Я уже не раз предоставлял слово в нашем блоге профессионалам с интересными, полезными, а порой и пронзительными историями.
Сегодня как раз такой случай. Рассказывает Ольга Ивановна Хорошева, кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБОУ Спецшкола 1:
СЕРЕГА-СМЕРТЬ
Серёжа пришёл к нам в школу в пятом классе. Был тихий, старался быть незаметным и часто весной и осенью пропускал занятия. Как новенькому я уделяла ему больше внимания, то чаем напою, то чем-нибудь вкусненьким накормлю.
Разговаривала с ним, конечно, и о проблемах в его жизни.
Мальчик рос и особенно не проявлял себя: был замкнутым, но к девятому классу стал более общительным. В один день вдруг доверился и открыл свою историю жизни.
Он рассказал, что мама больна шизофренией, и её два раза в год кладут в психиатрическую больницу для профилактики. Когда маму кладут в больницу, он остаётся с младшим братом, который обучается во втором классе. Отцы у них с братом разные, но помощи ни от одного отца они не получают.
В момент, когда мама лежит в больнице, еды дома не хватает, и они идут на кладбище – собирают с могил всё, что люди кладут для поминания своих родных и близких. Этим и питаются, пока мама не возвращается из больницы. За это ребята и прозвали его Серега-Смерть.
Он любит младшего брата и заботится о нём.
Серёжа учился плохо, хотя интеллект был достаточно высокий, но трудная жизненная ситуация не позволяла себя проявить. Мама, кстати, детей своих любила, когда выходила из больницы, то заботилась о своих мальчиках. Однажды Сергея отправили на обследование с его мамой в психиатрическую больницу, чтобы определиться с заведением, в котором он мог бы более успешно учиться.
Когда они вышли от врача со справкой, то, прочитав неприятный диагноз (врачи предположили шизофрению), мама порвала её и сказала, чтобы Сергей никому не говорил, что он болен. Она считает, что он здоров, и посоветовала сыну всем так говорить.
Мальчик тем временем рос, и физически стал крепким и рослым парнем.
В очередную мамину госпитализацию Сергей попал в компанию бандитов, и они решили использовать ситуацию с его диагнозом, и сделали из него коллектора - «вышибалу». Его задача была вышибать деньги у тех, на кого покажут новые «друзья».
Они приобрели ему специальные ботинки, подошву которых утяжелили свинцом для драк. У них была даже своя специальная мастерская по изготовлению подобной обуви.
«Бизнес» был не хитрый. Если должник платил, испугавшись угроз Сережи, то за возврат денег взрослые «заказчики» платили «коллектору» 15 тысяч рублей. Сергей к тому времени сильно вырос: красавец под два метра ростом и размер обуви сорок пятый.
Так он зарабатывал примерно десять месяцев.
В конце учебного года директор нашей спецшколы попросила меня отвести Сергея в кулинарный колледж на день открытых дверей, так как он заканчивал 9 класс и нужно было определиться с профессиональным выбором.
Мы приехали в колледж и стали ходить по мастер-классам, чтобы выбрать профессию, которой он мог бы учиться. Сергей ходил со скучным лицом и ничем не интересовался.
И вот мы вошли в аудиторию, где был класс разделки мяса, и на стенах висели плакаты, как правильно разделывать туши разных животных.
Сергей сразу оживился, потёр руки и сказал: «Вот тут я и буду учиться».
Мне даже стало страшно: надо ли Сергею учиться в этом учебном заведении, и как эта учёба отзовётся для общества в будущем?
Впрочем, учиться ему в этом заведении так и не довелось.
Перед самыми экзаменами Сергей пропал.
Позже я узнала, что он в своем «бизнесе» получил удар по голове и лежит сейчас в психиатрической больнице. Так как у нас с Сергеем сложились добрые отношения, директор школы попросила меня принять экзамены у него прямо там.
В первый мой приезд Сергей ходил с забинтованной головой, но на экзаменационные вопросы отвечал вполне внятно.
Второй же визит в больницу меня расстроил: невнятная речь и осложнения после удара по голове проявились после недели лечения.
Сергей вышел ко мне навстречу, обнял меня и сказал, что из больницы он уже, скорее всего, не выйдет, так как очень плохо себя чувствует.
Экзамены я приняла у него и сразу ушла в отпуск. В августе выйти на работу не удалось так как нам прислали уведомление, что в процессе оптимизации 10 спецшкол, которые работали в г. Москве с девиантными подростками, в том числе, и ту, в которой я работала, теперь закрывают, и я попадаю под сокращение.
Детей распределили по разным школам. Я перешла работать в психологический центр, потом на нынешнее место работы, поэтому дальнейшую судьбу Сергея я не знаю.
В настоящий момент работаю педагогом-психологом в единственной сохранившейся в Москве ГБОУ Спецшкола 1 и снова наблюдаю сложные судьбы детей, которым мы все тут пытаемся помочь.
Вот такая нетипичная история.
Ниже я поставил ранее опубликованные заметки, в которых речь тоже идет о детях и родителях:
1. "Как правильно воспитывать детей? Мнение многодетного психолога"
2. "Детей растили одинаково, а выросли они разными"
3. "Педагогическая запущенность или психическое нездоровье?"
На сегодня - все.
Вопросы по тел./вотсап +7 9032605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психологических проблемах, психических заболеваниях и людях, ими страдающих.