Найти тему
Navygaming Channel

Последние месяцы крейсера "Карлсруэ"- воспоминания очевидца/1

Предлагаемый вам материал часто имеет оригинальное название "Плавание крейсера "Карлсруэ" и считается выдержками из дневника капитана-лейтенанта Ауста. Известно, что первоначально статья была напечатана в "Морском сборнике" (1916), поэтому не удивительно, то некоторые события имеют субъективную оценку и иногда расходятся с общепринятым мнением. Соответственно, редакция русского Морского Министерства, помещая его в "Морском сборнике" считала необходимым указать, что высказанные автором неверные суждения остаются на его совести. Поэтому сразу хочу предугадать высказывания отдельных "горячих голов", типа "аффтор врет, все было не так" - сто лет назад автору с борта крейсера сложно было сохранить объективность. Но в комментариях было бы любопытно увидеть пояснения к тем событиям. События датированы 1914 годом.

Второй раз данный материал был опубликован уважаемым Н.И.Печуконисом в его сборниках "Бриз" (№15, 16, 18/1997 года) - вспомним труд этого человека и выразим свою благодарность.

ПОСЛЕДНИЕ МИРНЫЕ ДНИ КРЕЙСЕРСКОЙ СТОЯНКИ
У ВОСТОЧНЫХ БЕРЕГОВ АМЕРИКИ

13 июля. Сегодня германский посол в Мексике, отставной контр-адмирал фон Гинце потребовал от крейсера "Дрезден", стоявшего в это время в Вера-Круц, чтобы он с 15 июля ожидал в Пуэрто-Мексико прибытия президента Мексиканской республики Хуерта, и его военного министра Бланкета вместе с их семействами. Все они должны были отправиться пассажирами на "Дрездене" и английском крейсере "Бристоль", идущем совместно с ним в Кингстон на Ямайке. Перед своим отъездом Хуерта должен был отказаться от своего поста президента.

Крейсер «Дрезден» в Нью-Йорке, США
Крейсер «Дрезден» в Нью-Йорке, США

15 июля. После совещания командиров "Бристоль" ушел в 6 часов вечера в море для следования в Пуэрто-Мексико. Капитан 2-го ранга Келер, командир "Дрездена", подождал его ухода и вскоре тоже ушел на "Дрездене" из гавани. Так как посол придавал большое значение сохранению в тайне предприятия, то для "замаскирования" правили сначала курсом Ost и, при переходе флагманского американского корабля, на котором находился адмирал Бадгер, бывший старшим на рейде Вера-Круц, была сделана с "Бристоля" следующее радио: "Надеюсь быть через две недели обратно вместе с ""Карлсруэ", после чего "Бристоль" лег на курс на Пуэрто-Мексико. Несмотря на строгую тайну на "Дрездене", где, кроме командира, знали о цели прихода похода только старший офицер и ревизор, в день ухода крейсеров из Вера-Круц о ней говорил уже весь городе.

16 июля. Утром оба крейсера встретились у устья Тоатцакоалькоса и вскоре пришли на якорное место рейда Пуэрто-Мексико. Хуерта высказал непременное желание, чтобы на "Дрездене" были посажены только он, военной министр и один лакей, семьи же и свита должны были идти на "Бристоль". Об этом разделении говорилось на совещании перед выходом из Вера- Круц, и англичане не сделали никаких возражений.

Семейства уже приехали в сопровождении сильной военной охраны; прибытия Хуерты и Бланкета ожидали. Еще в тот же день после полудня на "Бристоль" были посажены приближенные президента, но на следующий день все они были, к нашему удивлению, высажены обратно.

Британский бронепалубный крейсер "Бристоль"
Британский бронепалубный крейсер "Бристоль"

17 июля. Английский крейсер уверял, что он еще не получал приказания об уходе. Это приказание не пришло ни 18-го, ни 19-го июля. Наконец он начал утверждать, что "Бристоль" получил инструкции лишь охранять семейства в Пуерто-Мексико, но отнюдь не перевозить их в Кингстон. Вечером в этот день прибыл Хуерта. Он не хотел уезжать, пока "Бристоль" не возьмет семейства. Таким образом из-за странного поведения англичан приходилось откладывать уход "Дрездена", а вследствие этого и смену его крейсером ""Карлсруэ", после чего "Дрезден" должен был возвращаться в Германию, что по настоятельному требованию адмиралтейства должно было быть возможно ускорено.

18 июля. После полудня президент и военный министр сделали визит нашему командиру. Одновременно с этим их жены и дочери и некоторое число мексиканских офицеров были приглашены на чай на крейсер. Играл судовой оркестр и были танцы. Дочери Хуерты вели себя так странно, что явилось подозрение, что они были навеселе.

20 июля. Между тем Хуерта заказал для своих приближенных пароход, который уже пришел из Вера-Круц. Но он все-таки просил, чтобы его жену, четырех дочерей, одного лакея и жену с дочерью военного министра взяли бы на "Дрезден". Командир согласился, и 20-го июля они все были посажены. В 6 часов вечера "Дрезден" ушел со своими пассажирами, сделав это на три дня позже, чем предполагалось.

21/23 июля. Переход не сопровождался ничем особенным. Из внимания к пассажирам, которые все страдали морской болезнью, правили в видимости берегов Юкатана. Хуерта был страшно доволен тем, что он так долго может не терять из глаз родного края. Он думал, что командир выбрал этот курс из любезности к его особе.

Командир уступил свою каюту жене Хуерты и ее дочерям подросткам. Сам Хуерта помещался в каюте старшего офицера, а Бланкет и остальные дамы в каютах офицеров. Рубка на палубе представлена была также в их распоряжение, и днем для их развлечения играла музыка, если только морская болезнь не держала их в каютах. Как впоследствии выяснилось, госпожа Хуерта была принята на английском крейсере совершенно неподобающим образом. Во всяком случае ей у англичан очень не понравилось, и она была высажена от них на берег по ее собственному желанию, ибо она предпочитала лучше жить в узком и душном спальном вагоне, чем на "Бристоле".

24 июля. В виду острова Ямайка мы получили радио о натянутых отношениях между Сербией и Австро-Венгрией, которая накануне поставила первой ультиматум.

В 1 час пополудни "Дрезден" вошел в Кингстон и ошвартовался у угольной пристани общества Гамбург-Американской линии. Хуерта и его свита были высажены. Президент горячо благодарил командира за гостеприимство. Оставляя судно, он подарил командиру на память свой золотой карандаш, которым во время своего президентства подписывал все повеления, старшему офицеру - старую испанскую золотую монету, полученную им в подарок от одной старой гадалки, и которую он после того носил, как талисман, ревизору свой револьвер; а всем офицерам и матросам, которые его встречали, - по золотой монете на память.

Крейсер «Карлсруэ» уже ушел в Порт-о-Принц, где его присутствие было необходимо вследствие вспыхнувших там беспорядков. Командир и свободные от службы офицеры воспользовались кратковременной стоянкой, чтобы осмотреть английский город Кингстон и его окрестности. После окончания угольной погрузки в 6 часов вечера "Дрезден" вышел в море.

25 июля. В море из Кингстона в Порт-о-Принц. По дороге было получено радио от командира английского крейсера "Бервик", в которой он желал счастья нашему командиру на его новом хорошеньком корабле "Карлсруэ", который он видел в Порт-о-Принце. "Бервик" шел в Гавану и надеялся скоро встретиться там или в Мексике.

Британский крейсер "Бервик"
Британский крейсер "Бервик"

"Дрезден" во время своей первой стоянки в Пуэрто-Мексико был там одновременно с "Бервиком", и английский командир произвел симпатичное впечатление на капитана 2-го ранга Келера. Пожелание, таким образом, скорейшего свидания было в тот момент с обеих сторон совершенно непритворным.

В 5 часов вечера "Дрезден" стал на якорь вблизи "Карлсруэ" в Порт-о-Принц. Все было уже приготовлено для смены командиров. Капитан 2-го ранга Людеке и еще один офицер должны были перейти на "Дрезден", мой командир и я на «Карлсруэ».

Легкий крейсер "Карлсруэ"
Легкий крейсер "Карлсруэ"

О волнении в республике негров можно было заключить лишь вследствие присутствия на рейде американского линейного корабля.

26 июля. Утром произошла смена командиров. Новый командир сказал команде на «Карлсруэ» короткую речь, законченную одним "ура" в честь Императора. "Дрезден" первоначально должен был оставаться в Мексике лишь короткое время, только до встречи с "Карлсруэ", и экипаж его рассчитывал на скорое возвращение на родину. Большая часть офицеров и унтер-офицеров были женаты, поэтому мысль о родине читалась на лице у каждого, и теперь радость перед предстоящим походом в Германию была велика, в особенности после того, как этот поход несколько раз откладывался. Когда я являлся к старшему офицеру по случаю перехода на "Карлсруэ" и желал ему скорого и радостного свидания с семьей на родине, он сказал пророчески: "Кто знает? Может быть Вы будете дома раньше меня".
Первое впечатление, произведенное на нас нашим новым кораблем, было не очень хорошее.
В отношении жизненных удобств мы были избалованы "Дрезденом". Каюты, кают-компании и помещения были там сравнительно прохладные, и в них было много воздуха. На "Карлсруэ" в каюте командира была такая невыносимая жара, что он сразу устроился в своей походной рубке на мостике, а своим помещением пользовался лишь для приемов. В море было немного лучше, так как получался приток воздуха из иллюминаторов. В помещении штурманского офицера, ревизора и канцелярии было тоже душно; в офицерских каютах находившихся в жилой палубе в кормовой части, было не лучше.

В 4 часа пополудни "Карлсруэ" вышел в море на Гавану.

Немецкий крейсер "Карлсруэ" на испытаниях
Немецкий крейсер "Карлсруэ" на испытаниях

27 июля. Никаких особенных событий.

28 июля. Около полудня, одновременно с небольшим итальянским крейсером, "Карлсруэ" вошел в Гавану. Сейчас же приступил к погрузке угля. Командир сделал визиты представителю американского правительства и нашему посланнику.

В городе было уже получено известие о начале войны между Австро-Венгрией и Сербией. Вечером командир и некоторые офицеры были на ужине в нашем посольстве. Разговор главным образом, шел о политическом положении.

29 июля. Так как можно было ожидать известий об обострении отношений в Европе, то командир отложил прежде всего наш уход на один день: стоя в Гаване, мы были в непосредственной связи с Отечеством. Кроме того нам было известно, что в Вера-Круц, цели нашего похода, были собраны все английские и французские боевые силы со станции Восточной Америки, в то же время положение дел в Мексике не давало повода к беспокойству.

После полудня был устроен прием немецкому "Flottenverein" (общенациональная немецкая организация "Морская Лига" ) на "Карлсруэ". Всякая официальность была забыта. В то время, когда на шканцах танцевали и смеялись, вдоль передней части корабля стояли угольные баржи, и к звукам музыки примешивался грохот угольных лебедок и кранов на шкафуте. Развлечение и работа были отделены друг от друга лишь парусиновым обвесом.

Командир крейсера "Карлсруэ" капитан 2 ранга Э.Келлер
Командир крейсера "Карлсруэ" капитан 2 ранга Э.Келлер

Большая часть гостей, а именно молодые дамы были американки или испанки. Политика была главной темой разговоров в этот день на "Карлсруэ", что не часто случается на балах. Положение дел всеми признавалось очень серьезным. Все были убеждены, что "Карлсруэ" из Гаваны попадет сразу в бой. Поэтому дамы записывали на карточках и веерах наши фамилии, чтобы потом нас вспоминать. Командир итальянского крейсера считал своим долгом, после посылки для поздравления с приходом и личного визита, прислать к нам офицера подтвердить, что если он в чем-либо может быть полезен, то он к нашим услугам.

30 июля. Около 10 часов утра "Карлсруэ" вышел из Гаваны. Командир получил уведомление об обострении отношений между тройственным согласием и центральными державами, как следствия войны, объявленной Австро-Венгрией Сербии; поэтому он решил не идти пока в Вера-Круц, но держаться в море вблизи Гаваны, ожидая дальнейшего развития событий. Крейсер находился в тесной связи с радиостанцией Гаваны.

31 июля. В течение этого дня, полного ожиданий, производили всесторонние боевые учения на крейсере до обеда, а после обеда производили тревоги и учебные стрельбы. Во время обеда телеграмма сообщила, что грозит вспыхнуть война. О наших предполагаемых врагах нам было известно следующее:

Британский броненосный крейсер "Саффолк" (тип "Кент")
Британский броненосный крейсер "Саффолк" (тип "Кент")

1) Флагманский корабль английского адмирала и начальника 4-ой английской эскадры крейсеров, сэра Христофа Крэддока, броненосный крейсер "Саффолк" стоял в Вера-Круц. Маленький крейсер "Бристоль", близкий по величине к "Карлсруэ", вышел из Пуэрто-Мексико. Броненосный крейсер "Эссекс" был в Канаде, "Ланкастер" - в Бермуде. Оба крейсера были того же типа, что и "Саффолк". Маленький крейсер "Глазго" (типа "Бристоль") был в Рио-де-Жанейро.

2) Французский броненосный крейсер "Конде" был в Вера-Круц, а "Декарт" в Тампико.

Французский броненосный крейсер "Конде"
Французский броненосный крейсер "Конде"

3) Наш приятель "Бервик" типа "Саффолк" ушел из Гаваны несколько дней тому назад. Командир наш не верил англичанам и высказывал предположение, что "Бервик", конечно, срочно вернется в Гавану. Сегодня же было точно известно, что этот крейсер, действительно, повернул и опять пошел в Гавану. Было очевидно, что англичанин повернул нарочно, чтобы находиться к нам поближе. Этот факт грозил нам непосредственно и ясно доказал нашему командиру, что нельзя сомневаться в образе действий Англии в случае войны между нами и Россией или Францией. Было несомненно, что при объявлении войны России произойдет война и с Англией.

Крейсер "Карлсруэ", 1914 год
Крейсер "Карлсруэ", 1914 год

Продолжение следует...

Примечание: используемые в тексте статьи обороты речи, построение фраз, наименование населенных пунктов соответствует исходным записям...

Источники: сборник "Бриз" №14/1997 г. (сост. Н.И.Печуконис); Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.