Найти тему

Развитие отечественного мотоспорта в СССР

История ленинградского спидвея начинается со строительства в 1964 - м году благодаря энтузиазму Владимира Ивановича Карнеева ленинградского мототрека на окраине города в районе Поклонной горы в лесопарке " Сосновка " Дебютировали ленинградские мастера спидвея на соревнованиях в Москве в гонках по гаревой дорожке 10 - 12 июня 1958 - го года в Лужниках . Это были Юрий Бугров , Андрей Дежинов , Генрих Лемберг . Зимой 1964 - го года только что построенный мототрек с ходу принимает первый чемпионат Европы в мотогонках по льду . На мототреке в ДОСААФ организуется секция ледовых и гаревых гонок благодаря неуемной энергии и организаторскому таланту Юлия Ионовича Подвального - еще тогда молодого тренера . Вторым тренером " без отрыва от мотоцикла"пошел Генрих Исидорович Лемберг . В секцию были набраны гонщики , уже имевшие некоторый опыт в мотокроссе и кольцевых гонках . Так , пришли в спидвей Анатолий Белкин , Геннадий Вьюнов , Владимир Леонов , Владимир Канунников , Валерий Катюжанский , Василий Батурин . Так возникла школа Юлия Подвального .
Нева первая и пока единственная команда СССР и постсоветского пространства , которая встречалась с лучшими клубами Британской лиги ( сильнейшей в мире в то время ).
В 60 - 70 - х годах большинство ленинградских гонщиков были универсалами , но определялись и пристрастия . Леонов , Вьюнов , катюжанский предпочитали лед , а Иванов , Маркатанов . Батурин предпочитали гаревую дорожку . В 1965 - м году от Ленинграда были заявлены для участия в командном чемпионате СССР две полноценные команды :" НЕВА "- в первой группе и " БАЛТИКА "- во второй . Чемпионат СССР В1965 - м году не состоялся , а во второй группе"БАЛТИКА" сразу заняла второе место , уступив лишь"ИСКРЕ"из Даугавпилса .
Подготовка ленинградских мастеров спидвея позволила в 1964 - м году провести первый чемпионат Ленинграда по таблице для 16 - ти гонщиков . Первым чемпионом города стал Анатолий Белкин . Второе и третье места заняли Владимир Канунников и Генрих Лемберг . С Первых же лет Анатолий Белкин становится главным кумиром ленинградских болельщиков . Тихий и медлительный в жизни , на дорожке Белкин блистал . С ним произошел удачный случай - не добившись больших успехов в мотокроссе , Белкин обретает себя на треке .
Зимой 1965 - г года состоялся первый в истории чемпионат Ленинграда в гонках по льду . Первым чемпионом города Владимир Канунников . Вторым призером стал гонщик из Таллина Рейно Вийдас . Третье место занял Анатолий Белкин .
В 1965 - м году Белкин и Канунников имеют только 1 - ый разряд , но тем не менее проходят в финал личного чемпионата СССР как на ледяной , так и на гаревой дорожке и сразу пробиваются в сборную страны .
К сожалению в дальнейшем им обоим не удалось достичь больших успехов и на внутренней и на международной арене . Белкина преследуют травмы , а Канунников вскоре уходит из спидвея .
В 1966 - м году происходит знаменательное событие - фактически дебютант чемпионата СССР ,ленинградская"Нева", выиграв все календарные встречи , добивается чемпионского звания в первой группе ( тогдашней высшей лиге отечественного спидвея ). Молодую ленинградскую команду можно было выставлять в качестве эталона технической подготовки и тактического построения . Две пары : Геннадий Вьюнов - Владимир Смирнов и Анатолий Белкин - Василий Батурин практически были непробиваемы . Захватив лидерство со старта и перекрыв сопернику все возможные траектории , как правило привозили 5 очков . Третья пара Владимир Канунников - Генрих Лемберг также вносила весомую лепту в командную копилку .
В этом же году во второй группе выступает еще одна ленинградская команда -" Балтика ", которая рассматривается как ближайший резерв основного состава " Невы ". За команду выступали В . Катюжанский , Юрий Ломбоцкий , Владимир Леонов , Игорь Андреев , В . Карачаров , Юрий Семененко , Л . Ивахов , В . Сотников , В . Бирюков . А . Симкин , В . Соболев .
Интересно , что лидером "Балтики"был Александр Заградин , который впоследствии становился многократным чемпионом СССР по картингу , мастер спорта международного класса .
В 1966 - м году " Балтика " занимает второе место во второй группе чемпионата СССР . но в чемпионате СССР 1967 - го года " Балтика " выступает в последний раз , так как руководство городской федерации решает оставить в дальнейшем только одну команду в высшей лиге .
Зимой 1965 - г года состоялся первый в истории чемпионат Ленинграда в гонках по льду . Первым чемпионом города Владимир Канунников . Вторым призером стал гонщик из Таллина Рейно Вийдас . Третье место занял Анатолий Белкин .
В 1965 - м году Белкин и Канунников имеют только 1 - ый разряд , но тем не менее проходят в финал личного чемпионата СССР как на ледяной , так и на гаревой дорожке и сразу пробиваются в сборную страны .
К сожалению в дальнейшем им обоим не удалось достичь больших успехов и на внутренней и на международной арене . Белкина преследуют травмы , а Канунников вскоре уходит из спидвея .
После победного1966 - го года ленинградская " Нева " сдает чемпионские полномочия , но прочно укрепляется в числе лидеров класса " А ", становясь в 1967 - ом и 1968 - ом годах бронзовым призером .
А в1969 - м году только два очка отделили нашу команду от бронзового призера - команды " Корд " из Балаково .
Новым триумфом " Невы " отмечен 1971 - й год , когда команда во второй раз завоевывает звание чемпиона страны . Отрыв от серебряного призера " Локомотива " из Даугавпилса составил 5 очков .
В те же годы гонщики " Невы " успешно стартуют в соревнованиях на Кубок СССР . В 1972 - ом году команда в составе Георгия Иванова , Василия Батурина , Владимира Смирнова , Григория Маркатанова , Олега Добринского завоевывает командный приз .
В Кубке СССР среди пар , который начал разыгрываться в 1973 - м году " Нева " занимает второе место , а в 1974 - м году пара Василий Батурин - Григорий Маркатанов берет кубок СССР .