Найти тему
Territorio mentis

За что в Узбекистане почитают эмира Тимура

Во всемирной истории эмир Тимур чаще всего упоминается как талантливый полководец, завоеватель создавший одну из самых могущественных империй в летописи человечества. Но прежде всего, он проявил себя как мудрый правитель, составив первый свод законов, уникальный сборник – «Уложения», определивший на долгие годы уклад жизни многих тюркских народов. Будучи владыкой огромной империи, центральной частью которой считался Мавераннахр (историко-географический регион Центральной Азии, современный Узбекистан), Тимур оставил потомкам богатое наследие – уникальные архитектурные ансамбли непередаваемой красоты, монументальные сооружения, в числе которых медресе, храмовые комплексы и мавзолеи, сохранившиеся и не утратившие своего блеска и величия до наших дней.

Будущий завоеватель и видный государственный деятель родился в
1336 году на территории Мавераннахра, в селении Ходжа-Ильгар близ города Кеш (ныне – Шахрисабз). Его имя – Тимур (полное имя – Тимур ибн Тарагай Барлас) было тюркским вариантом монгольского Темюр – «Железный».

Отец будущего «потрясателя вселенной» происходил из монгольского рода Барласов, принадлежал к военному сословию, и владел небольшим земельным наделом. По европейским меркам можно сказать, что он был мелкопоместным дворянином.

Казалось бы, ничто не обещало мальчику блестящего будущего. Как и все мальчишки своего сословия, он с ранних лет постигал нелёгкое ремесло воина: учился верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья и другим военным премудростям. В то же время с раннего детства Тимур отличался от сверстников природной любознательностью, которая проявила себя,
в том числе, и в изучении Корана.

Юность Тимура пришлась на смутное время, когда Чагатайский улус, выделившийся в первой половине XIII века из Монгольской империи и отданный в управление сыну Чингиз-хана Чагатаю, из-за междоусобиц распался на два территориальных образования – Мавераннахр и Моголистан.

В эту пору молодой воин, полный амбиций и планов, сколотил вокруг себя конный отряд, со временем разросшийся до нескольких сотен воинов.
С ним он поступил на службу к одному из влиятельных эмиров.

Получая в междоусобных схватках боевой и командный опыт, Тимур одновременно постепенно приобретал и политический вес, подняв свой социальный статус женитьбой на внучке эмира Чагатайского улуса – Ульджай-туркан ханым.

И когда в 1360 году Мавераннахр был завоёван ханом Моголистана Туглук-Тимуром, новый подданный предпочёл не ссориться с ним; напротив – поступил к нему на службу, получив в управление один
из вилайятов (областей), а вместе с ним и титул эмира.

Однако следовать чиновничьей стезёй Тимуру пришлось недолго. Два года спустя Туглук-Тимур спешно покинул Мавераннахр, чтобы подавить мятеж группы эмиров в Моголистане. В качестве правителя вместо себя он назначил сына Ильяс-Ходжу. С его приближёнными Тимур вскоре и рассорился. Те не преминули обвинить эмира в измене и донести эти слова до ушей наместника. После чего разгневанный Ильяс-Ходжа приказал казнить «изменника».

Особого выбора у Тимура не оставалось, и он вместе с верными ему воинами покинул насиженное место и примкнул к эмиру Хусейну – правителю Самарканда, ведущему борьбу с моголами за независимость своей страны.

На пороге великих дел

Путь к вершинам власти для Тимура оказался долог и тернист. В союзе
с эмиром Хусейном малыми силами он неоднократно вступал в бой с сильным врагом. И даже тогда, когда их небольшой отряд терпел поражение, как случилось в 1362 году под Хивой, два мавераннахрских вождя не падали духом и вновь собирали силы для борьбы, переходя от прямых столкновений с моголами к партизанской войне.

В 1364 году Ильяс-Ходжа, не в силах погасить мятеж, поднятый местными эмирами, вынужден был покинуть Мавераннахр. Но уже на следующий год он вернулся в центральноазиатское междуречье с 60-тысячной армией, путь которой преградило войско, возглавляемое эмирами Хусейном и Тимуром.

Последовавшее за тем сражение вошло в историю как «Битва в грязи». Ливень, пошедший во время битвы, превратил местность в труднопроходимую грязь, что не помешало Тимуру. На своём фланге он стал теснить неприятеля, казалось, победа была близка. Но как только Тимур попросил помощи у Хусейна, соратник не только не поддержал его, он отступил со своими силами, что и предрешило неудачный исход сражения. На этом пути двух мавераннахрских эмиров разошлись.

Однако и Ильяс-Ходжа не смог воспользоваться плодами своей победы. Жители Самарканда отказались впустить его войско в город-крепость, и последовавшая за этим осада обернулась для захватчиков катастрофой. Массовый падёж лошадей создал угрозу падения манёвренности армии, и хан отдал приказ об отступлении из Мавераннахра. А уже в следующем году он пал от руки одного из своих эмиров, вероломно напавшего со своим отрядом на ханскую ставку.

Между тем благодаря взвешенной политике авторитет Тимура в народе рос, в то время как репутация его вчерашнего соратника и друга Хусейна испортилась. Открытое противостояние между ними длилось с 1367 по 1370 год, и в решающей битве за крепость Балх, где укрылся с остатками сил его соперник, Тимур одержал победу.

-2

Хусейн был пленён и по настоянию ближайшего окружения эмира-победителя казнён, хотя сам Тимур хотел сохранить жизнь своему бывшему сподвижнику.

В дальнейшем эмир взял в жёны трёх вдов Хусейна, в числе которых оказалась и Сарай-мульк ханым – дочь Каза-хана – последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии. Этот брак позволил Тимуру утвердить законность притязаний на власть в регионе, присовокупить к своему имени почётное среди монголов прозвище Гураган (зять хана) и заявить о своём родстве с чингизидами.

После покорения Балха Тимур созвал курултай, на котором чагатайские беки, эмиры и высокопоставленные сановники вилаятов избрали его верховным эмиром Турана, как отныне стало называться новое государство. А его столицей был избран древний город Самарканд.

Единовластие, установившееся на территории страны, положило конец феодальным междоусобицам. Однако для того, чтобы создать мощное централизованное государство, потребовалось ещё много труда.

Война, положенная в основу мира

Понимая, что сила государства определяется, прежде всего, развитием науки и количеством образованных людей, Тимур начал своё правление с восстановления разрушенной в результате монгольских походов системы высшего образования. Для этого пришлось приглашать в Самарканд множество учёных, в том числе правоведов и богословов. Впоследствии в столице было построено 20 медресе, вносящих свою лепту в народное просвещение.

Но мир в государстве был шатким. Границы Турана то и дело беспокоили воинственные соседи – Моголистан и Ак-Орда (Белая Орда), разоряя селения и угоняя в плен их жителей. Не менее агрессивно вёл себя и правитель Хорезма, захвативший часть туранских земель.

Дипломатические усилия верховного эмира не возымели желаемого эффекта. Оставалось одно средство укрощения зарвавшихся соседей – война.

Военный гений Тимура проявился не только в череде будущих сражений, но, прежде всего, в организации армии, которая отошла от племенной структуры, начала строиться по монгольскому образцу и делиться на десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тысяч). Новшество заключалось в том, что воины Тимура стали получать жалование, соответствующее их рангу. Наряду с этим была введена система материального наказания (штрафы) и поощрения.

Армия Турана была разделена на конницу и пехоту, причём роль последней со временем лишь возрастала. Войско нового образца отличалось хорошей манёвренностью, вооружение было приведено к чётким стандартам. Перед каждым походом проводился смотр, на котором верховный эмир строго следил за тем, чтобы легкоконный воин имел копьё, лук, колчан с 20 стрелами, кинжал, щит, обтянутый кожей, шило, иглу, аркан и бурдюк для воды. На 19 воинов полагалась кибитка.

Всадник из тяжёлой конницы в дополнение к основному перечню амуниции и вооружения должен был иметь двух лошадей, шлем и доспехи (кольчуга, пластинчатый доспех); в кибитке он располагался с ещё 4-мя товарищами.

Вблизи противника тумен выстраивался колонной в сто рядов по сто воинов в каждом на таких интервалах, чтобы каждый всадник мог, не тесня соседей, свободно повернуться на месте в любом направлении. Подобный строй был чрезвычайно удобен для мгновенных поворотов и перестроений.

Создавая империю

Расширяя государственные границы, в первую очередь Тимур направил свои тумены на Моголистан, представляющий наибольшую угрозу Самарканду. В течение 19 лет он со своим войском совершил семь походов в соседние земли, каждый раз возвращаясь с богатой военной добычей. Последний моголистанский поход завершился тем, что армия эмира Камар Ад-Дина была разгромлена, а новый правитель Хизр-Ходжа в 1390 году признал свою зависимость от Тимура.

В 1372 году начинается противостояние верховного эмира с Хорезмом. После отказа его правителя вернуть ранее захваченные земли, Тимур силой оружия принудил хорезмийцев покинуть северные пределы Турана. После этого был заключён мир, который оказался недолгим.

Одновременно верховный эмир развивал связи с соседними странами, приобретая союзников в лице их правителей. В 1376 году, во время внутренней войны в Улусе Джучи (Золотой Орде), Тимур поддержал хана Тохтамыша, для чего выделил ему войско и помог захватить власть в стране.

Вскоре Тимур подчинил себе Хорасан, Систан и почти весь Иран. Но один из его иранских походов оказался прерван в связи с тем, что в 1388 году хан Тохтамыш предал своего покровителя. В союзе с хорезмийцами он, воспользовавшись отсутствием верховного эмира и значительной части его армии, напал на Мавераннахр. В ответ на это Тимур повернул свои тумены обратно, прогнал ордынцев со своих земель, а в наказание за дерзость хорезмийцев полностью захватил Хорезм.

Со своим заклятым врагом Тохтамышем он встретился в 1394 году у реки Терек. Кровопролитное сражение завершилось полным разгромом золотоордынцев и имело катастрофические последствия для их государства. На ханский престол Улуса Джучи был возведён ставленник Тимура царевич Корийчак, а Тохтамыш бежал в Великое княжество Литовское.

Тимур побеждает Тохтамыша (миниатюра)
Тимур побеждает Тохтамыша (миниатюра)

В 1398 году верховный эмир, под предлогом терпимости правителей Индии к язычеству, направил свои войска на юг, в итоге разбив индийского султана и захватив столицу – Дели.

Едва завершив индийскую кампанию, Тимур начинает поход на Османскую империю в ответ на захват османами территорий, находящихся под его протекторатом. Война против могущественного султана Баязида I Молниеносного начинается с разгрома его ближневосточных союзников и в 1402 году перемещается в пределы Османской империи. Апогеем противостояния двух держав становится Ангорская битва (20 июля 1402 года), закончившаяся блестящей победой верховного эмира и приведшая к распаду Османской империи.

В 1404 году Тимур возвратился в Самарканд. К этому моменту под его властью находятся Мавераннахр, Моголистан, Хорезм, Хорасан, Закавказье, Персия, северная Индия. В зените могущества империя простиралась с запада на восток от Чёрного моря до Ганга и с севера на юг от Арала до Персидского залива.

Империя Тимура
Империя Тимура

В заботе о благе подданных

Период правления Тимура, продолжавшийся 35 лет, был отмечен не только множеством побед на полях сражений, но и расцветом наук, искусств и активным строительством. Военные походы помимо расширения государственных границ в значительной мере способствовали привлечению в страну, по приказу правителя, учёных, философов, архитекторов, людей искусства и многочисленных ремесленников, среди которых особенно ценились кузнецы.

Во многом благодаря привлечённым извне носителям научной мысли и мастеровым людям, верховному эмиру удалось превратить Самарканд в один из красивейших городов мира. И надо отметить, что те архитектурные сооружения, что были возведены в столице, помимо эстетической составляющей содержали и политический подтекст.

Как гласит надпись на портале Ак-сарая (Белого дворца) – шахрисабзской резиденции Тимура – «Если хочешь убедиться в нашем могуществе – взгляни на наши постройки!»

Величественные архитектурные ансамбли, возведённые по приказу верховного эмира, пережили века и до сегодняшнего дня радуют глаз жителей Узбекистана и его гостей.

Многие из этих исторических памятников отнесены к жемчужинам мировой архитектуры, в их числе мечеть Биби-Ханым, усыпальница Тимура, известная под названием Гур-Эмир, мавзолей Шахи-Зинда (Живой царь), мечеть в городе Язд и другие.

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде
Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

Помимо дворцов, мечетей и мавзолеев в стране строились крепости, медресе, караван-сараи, мосты, оросительные системы, разбивались сады.

Огромное государство, естественно, нуждалось во внутреннем правовом регулировании. И верховный эмир, отвечая на запрос времени, инициировал написание свода наставлений, правил и законов, получившего название «Уложения Тимура». Этот уникальный документ своей эпохи можно считать своеобразной средневековой конституцией. Он содержит много ценных указаний по устройству феодального государства, армии, сведений по истории Чагатайского улуса. В «Уложениях» даётся чёткое описание государства, показывается, каким оно должно быть, определяются права и обязанности должностных лиц. Особое внимание в документе уделено вопросам укрепления законности и правопорядка, в том числе защите частной собственности. Юридические документы империи Тимура были составлены на двух языках: персидском и чагатайском тюркском.

Во владениях Тимура провозглашённые им законы стали едины для всех слоёв населения. Так что наказанию подвергались не только провинившиеся крестьяне и ремесленники, но и нерадивые, вороватые чиновники, наместники провинций и даже близкие родственники правителя.

«Уложения» обязывали сельских и квартальных старейшин, сборщиков налогов и хакимов (местных правителей) уплачивать штраф простолюдину в размере причинённого ему ущерба. По мере возможностей, закреплялась защита народа на завоёванных землях от унижения и разграбления.

Уникальность «Уложений» определяется ещё и тем, что в них отражены признаки социального государства «…в каждом городе и селении построили мечети, медресе, ханаки, лангар-ханы (помещения) для бедных, лечебницы для больных и назначили туда лекарей, здание для местных правителей и судей. Для защиты посевов и подданных назначили вооружённую стражу».

Правоверным мусульманам разъясняли основы религии для установления шариата и ислама, обучали тафсиру (толкование Корана), хадисам (сборники преданий о пророке Мухаммеде) и фикху (мусульманское законоведение). Также в каждый город назначались улемы (учёные) и мударрисы (преподаватели медресе).

Добытые во время военных походов средства Тимур вкладывал не только в строительство зданий и обустройство армии. Часть средств направлялась на поддержку бедняков. Неимущим бесплатно раздавали еду, стариков и калек обеспечивали кровом и пищей в богадельнях.

Управляя одной из самых крупных и мощных империй мира, эмир Тимур уделял внимание нравственности своего народа, ввёл понятие нерушимости закона и требовал не спешить с наказанием преступников, а тщательно проверять все обстоятельства дела и только после этого выносить вердикт. Главным своим принципом Тимур считал тот, что «сила в справедливости». Это правило во многом определяло его внутреннюю политику, встречавшую одобрение в широких народных массах. И в современном Узбекистане, где верховный эмир Тимур является национальным героем, помнят заветы великого предка и строят общественную жизнь на основе тех же общечеловеческих ценностей, особо выделяя честь, справедливость и просвещение.

-6

-7