-Ой, мама, как же у вас воняет то! Что в доме, что в сарае. Как тут вообще находиться то можно, в этой вони. Ты на этой печке и себе обед готовишь, а рядом свиньям варишь. Вы уже сами в свиней превратились. Хотела погостить немного с Леночкой, но, наверное не смогу в такой обстановке жить. Пусть Серёга завтра с утра придет, свинью заколет, а ты прямо с утра курей мне заруби, распотроши. В общем, приготовь все, мы вечером завтра домой поедем. Фу, ну и деревня.
-Люда, а сама то ты с каких пор городской стала? Давно ли сама по этой деревне бегала? И чем таким ужасным у нас пахнет в доме, что ты дышать не можешь? Всю жизнь поросятам зимой на печке варили, что же тут страшного? Картошка и дроблёнка. Что то ты не кричишь, что воняет, когда 2 раза в год по свинье в город увозишь. Мяско то не воняет, а пахнет, да, доченька?
-Какие вы все таки мелочные людишки! А еще родители, называется. Одна только помощь от вас, что мясо даете, и то , при каждом удобном случае в глаза тыкаете этим мясом. Конечно, зачем Людочке помогать! И Леночка вас раз в год видит, у вас же любимый сын и любимая внучка, Кристинка есть. Им и помогать надо, а Люда все сама, на своем горбу тянет. И вам еще помогай, то шторы, то ковер вам купи. Могли бы сами ко мне в гости приехать и купить все, что надо.
-Ты почему такая бессовестная то, Людка? Как тебе не стыдно только! Чем мы Серёге помогли? а то, что внучка с нами живет, так не сильно то много мы на нее и тратим, Серёга дочь обеспечивает. Что ты сама то в жизни сделала? На квартиру сама заработала? Машину сама купила? Да ты в своей жизни ничего сама не можешь! Все чужими руками делаешь, и все то тебе должны, все тебе обязаны. Неблагодарная ты, Люда. Как к тебе в гости то ехать? Отец один раз приехал, ты его чуть с лестницы не спустила. Шторы ты купила? Спасибо. Но ты же не за свои деньги их купила, я тебе за них 1000 рублей отдала. Хотя я знаю, сколько этот материал стоит, я, считай, за них в тройном размере заплатила. А ковер ты отцу на день рождения привезла. И он далеко не новый был. И я тебе за него тоже деньги отдала. Как только совесть тебе позволяет нас с отцом упрекать?
-Ой, мам, не начинай. Сейчас опять пол дня нюнить будешь. Ну купила я эти шторы, и бог с ними. А то, что дороже обошлись- так это за мое беспокойство и доставку на дом. Я же тебе их подшила сразу. Тебе слово не скажи, ты сразу обижаешься, как маленькая.
Ничего не менялось в поведении Людочки. Потребительское отношение с возрастом выражалось только сильнее, аппетит возрастал. Родители продолжали спонсировать взрослую дочь, ежемесячно переводя часть зарплаты в руки жадной дочери.
Тася всегда хорошо вязала. Для вязания использовала козий пух, который брала со своих коз. Долгими зимними вечерами женщина на пару с мужем и внучкой этот пух теребили, потом, сидя перед телевизором Тася этот пух искусно пряла на старой, еще материной ножной прялке, умело и ловко женщина крутила веретено, выводя тонкую, как паутинку нить. Это для пуховых платков. Чуть потолще для теплых перчаток и варежек, и совсем толстую для носочков. Зимой в деревне работы то и нет, управился с хозяйством, обед приготовил, и вроде свободен. В то время, в самом начале нулевых годов, женщина уже не работала. До пенсии оставался год, но здоровье подкачало, и Андрей запретил жене работать, сиди мол дома, тут от тебя и пользы больше, да и здоровье важнее. Занималась Тася любимым делом, всю семью обвязывала, еще и успевала на продажу вязать. Носки и варежки с удовольствием покупали односельчане, а шали Тася отправляла в город дочери. Там Людочка их очень выгодно продавала, большую часть из вырученных денег оставляла себе, а матери привозила копейки.
Мама, как можно быстрее нужно связать 50 шалей. У меня оптовый заказчик, платит хорошо, по 150 рублей за шаль. Когда ты сможешь сделать заказ?
-Сколько нужно, Людочка?
-Мама, 50 штук. Хорошие деньги заработаешь. Чем без дела сидеть, руками немного пошевеливай, за 2 месяца управишься, а там я приеду и сразу тебе деньги отдам. Ты же все равно не работаешь, чем тебе заниматься то?
-Знаешь, Люда, передай своему заказчику, что не буду я ничего вязать. Пусть ищет другую дуру. Я пару носков за 100 рублей продаю, а тут шаль за 150. Не нужны мне такие деньги, последнее здоровье на них угроблю.
-Мама, ты что, совсем ничего не понимаешь? В городе ручная работа стоит дешевле, чем в твоей деревне. Вы и так мне сейчас не помогаете, так хоть вяжи на заказ, деньги сами в руки идут. Тем более, я уже предоплату взяла, поздно отказываться.
-Вот ты взяла предоплату, ты и вяжи. А я не буду. Да и не успею я столько связать. Я же не вязальная машина.
-Ну знаешь, мамочка, так не делается. Я же уже договорилась. Что мне делать то прикажешь теперь?
-Договорись обратно. До свиданья, Людочка. Звони, если что. Устала я, пойду отдохну.
Очень обиделась Людочка. Не мать, а настоящая свинья! Такие деньги из рук уплыли. Это она матери отдавала 150 рублей за шаль, а сама их продавала по 1500 рублей за штуку. В то время это были очень большие деньги. Лукавила женщина, когда говорила, что в городе не ценят ручную работу. Ценят, еще как ценят. С руками эти шали отрывают, в очередь выстраиваются. А мать то не так глупа, как кажется. Эх, нужно было ей хоть рублей 500 предлагать.. Ну ладно, отцу позвоню, он мать быстро на место поставит, заставит вязать.
На удивление Людочки, отец отказался даже разговаривать с матерью. Сказал, что она сильно болеет, даже половину хозяйства планируют сдать, чтобы легче ходить за ним было. Так что, дочь, теперь мясо будешь брать раз в год, перед новым годом. Одну свинью вам, вторую нам. Больше сил нет держать. Серёга тоже не разорвется, у него своя семья, скоро маленький родится, так что сноха нам тоже не помощник.
Это как вообще понимать? Как можно до такой степени разлениться, что лишнего поросенка трудно вырастить? А она, Людочка, теперь впроголодь жить должна, экономить, или за свой счет это мясо покупать? Женился Серёга! Видела Люда эту сноху. Ни кожи, ни рожи, братцу под стать. Переломились матери помочь! Из за их лени Людочка сплошные убытки терпит!
_________________________________________________________________________________________
2008 год. Леночка, приехав к бабушке в деревню на летние каникулы через неделю засобиралась домой. Как надоело! Все эти куры, свиньи, огород! Что за средневековье! Еще и обязанности какие то придумали. Ей 18 лет, почти 19 уже. Она студентка престижного вуза и не собирается тут вкалывать. Кристинка хитренькая, замуж вышла, бросила бабушку с дедом, уехала к мужу жить, а Лена должна отдуваться за неё. Вот приедет их внучка любимая через неделю, пусть и пашет тут за бесплатно. Дядя тоже хорош! На старости лет из деревни переехал! Это все Зойка, жена его. Сидели в своем колхозе, и сидели бы дальше, так нет, нарожали кучу детей! Ну куда им 3 ребенка, да плюс еще Кристинка. Уехали в райцентр, видите ли, в деревне ничего детям дать не смогут. Эгоисты! Только о себе и думают!
Домой, только домой, в город. Попросила Лена у бабки 150 тысяч, и ведь знает Леночка, что есть у старухи деньги, а не дала, везде нос свой длинный суёт, куда, зачем. Нафиг такую родню. Вот папина мама, любимая бабушка, квартиру Лене подарила, а эта только и дала денег на автошколу. Лена машину хочет купить, у родителей трудности сейчас, отказали. Могла бы и бабка денег дать. Ну, нет денег, нет и внучки. Сами виноваты, нищеброды.
__________________________________________________________________________________________
Через месяц после отъезда Лены умерла Таисия. Последний раз вся семья собралась вместе в отчем доме. Последний раз отец видел свою дочь, младшую и любимую. Брат с сестрой последний раз спокойно разговаривали у гроба матери, Людочка рыдала на плече у Серёжи, так горько плакала, так искренне. Убивалась несчастная дочь, заходилась в рыданиях, на коленях у гроба стояла, все прощения просила, что не ценила мать при жизни. Поплакав для приличия, успокоилась безутешная дочь, ушла спать в комнату вместе с мужем и дочкой. Тяжело находиться в отчем доме. Атмосфера негативная, все плачут, рыдают.
Кристина, племянница, сидит столбом над телом бабушки, даже не шевелится. Жестокая девчонка, ни слезинки не проронила. И чего сидит как истукан? Иди, Кристина, отдохни. Вчера вечером ведь приехала, то с дедом сидела, ни на шаг не отходила, сейчас бабушку охраняешь. Ночь не спала, весь день тут сидишь. Иди, поспи , никуда уже бабушка твоя не убежит. Увела Люда племянницу , на кровать уложила, а та сама как не живая, ей богу как кукла, только глазами хлопает. Ну точно, умом тронулась. И чего так убиваться? Все мы не вечные, все умрем. Поплакала один раз и хватит.
Серёга бегает, суетится, что то готовит, с кем то договаривается. Тоже ночь не спал, почернел весь от горя, первый раз за 10 лет выпил. С отцом бутылку водки на двоих оприходовали. И куда только лезет в них? Отец так вообще пьет и плачет, плачет и пьет. Вот честное слово, смотреть противно. Как будто всем мать жалко! Клоуны, да и только. Кто же поверит, что так искренне убиваться можно?
__________________________________________________________________________________________
Кристина сидела на стуле и гладила бабушку по руке. Девушка впала в ступор. Самый родной и близкий человек ушел из жизни. Как же так, бабушка? Ведь ты такая молодая еще, тебе жить да жить. Почему ты меня оставила одну?
Люда тихонько подошла к племяннице и села рядом. Взяв девушку за руку женщина начала разговор.:
-Кристина, какие у тебя планы на жизнь? Молчишь? Не надо, ничего не говори, просто послушай, что я тебе скажу. Ты молодая, образование у тебя так себе, для города мало подходит, а в деревне работу найдешь. Тут бухгалтер старый уже, ей на пенсию идти пора. Устроишься на работу в колхоз, муж твой тут же работать будет. Жить будете в этом доме. Дом этот все равно уже почти мой, дед не жилец теперь, долго не протянет, а я как младшая дочь первая наследница. У деда сейчас 2 коровы, телята, куры, свиньи. Я тебе дам немного денег, купим еще телят. Вы будете жить , разводить хозяйство, за дедом приглядывать. Раз в год хозяйство , бычков, будете на мясо сдавать, а деньги мне отдавать, как инвестору. Мы с этих денег каждый год будем новых телят покупать, это и мне выгодно, и вам с мужем. Свиней будете держать, я и на поросят деньги дам. себе раз в год колоть будете, и мы 2 раза в год за мясом приезжать будем. Вы будете молоко от двух коров сдавать, эти деньги себе оставлять можете. А там может и свое что то купите. Ты сразу не отказывайся, подумай хорошо, предложение выгодное.
Тётя, а не слишком ли вы добрая то? С какой такой радости мы с женой будем горбатиться в этом доме, разводить хозяйство на ваше благо? Что же вы свою дочку сюда не отправите жить? Да и деда не рано ли хороните? Ему еще жить и жить! Я не позволю своей жене работать на благо вашей семьи. Вы не видите, в каком она состоянии? Сидите, уговариваете! Со стороны послушайте ваше выгодное предложение! И не стыдно вам? У людей горе, а у вас одни деньги на уме.
Вот сопляк какой! Хамло деревенское. И зачем только в разговор влез? Почти уговорила Люда племянницу, немного оставалось, сидит Кристина, как китайский болванчик головой только машет, соглашается. Теперь из за этого идиота что то другое придумать придется. Не останется он в деревне, и Кристине не позволит.
______________________________________________________________________________________
На третий день после похорон разразился жуткий скандал. Кристина уехала в райцентр оформлять документы, Сергей с семьей были в своем старом деревенском доме, который стоял закрытый и пока никого не было дома Людочка сдала коров, телят и свиней. Отец не особо и сопротивлялся, сам понял, что не справиться ему одному с таким хозяйством. Муж Кристины, Миша, увидев, что происходит, пошел звать тестя.
Люда, да что ты делаешь то? Ты почему распоряжаешься чужим имуществом?
-Мне папа разрешил. К вечеру еще за конём покупатель приедет.
-Да как же так , Люда? Отец то живой еще, да и я никуда не делся. Ты почему сама все решаешь?
-А ты то тут кто такой? У тебя что ли я спрашивать разрешения должна? Я тут хозяйка! Я наследница! Я младшая дочь, и все это мне принадлежит!
-Не связывайся с ней, Серёжа. Пусть забирает деньги и уезжает отсюда. Коня продать я не позволю.
-Папа, да зачем тебе нужен этот конь? Куда ты на нём ехать то собрался?
-Не твое дело, куда я собрался. Куда надо, туда и поеду. Рано ты меня хоронишь, дочка. Поживу еще.
-Не дури. Поживет он! Сколько тебе осталось? Давай коня продадим, пока покупатель есть.
-Я сказал, нет. Уезжай, Людка. Видеть тебя не могу.
********************************************************
Очень обиделась Людочка. Столько денег потерять из за прихоти старика! Да зачем ему нужен этот конь? Ну да ладно, пусть пока играется, молодость вспоминает. Она, Людочка, уедет. Только она еще вернётся. Вот найдет покупателей на дом, а отца она точно уговорит. Только это все позже, когда никого рядом не будет. Посидит старик один в четырех стенах, на все согласен будет. И дом продаст, и в дом престарелых как миленький пойдет.
Андрей Васильевич, прожил в деревне все лето, катался на коне верхом, заново побывал в тех местах, куда когда то ездил он со своей Тасей.
Каждый день ходил на кладбище и носил на могилку жены свежие цветы, ухаживал за огородом. Сережа и Зоя очень часто его навещали, приезжая в гости 2-3 раза в неделю, и каждый раз уговаривали мужчину уехать к ним жить.
С наступлением зимы мужчине стало тяжело находиться одному в деревне, и он позвонил сыну.
-Приезжай, Серёжа, забирай меня. Не могу я больше один, совсем здоровья не стало.
_______________________________________________________________________________________
Сергей забрал отца к себе. Людочка не звонила, не интересовалась самочувствием отца. Она попросту вычеркнула его из своей жизни.
Через 2 года Андрей Васильевич слёг. Однажды мужчина позвал сына к себе и они долго о чем то разговаривали, спорили, и оба повышали голос.
-Зоя, что делать? Отец просит, чтобы я дом продал, пока он живой. Не хочет он, чтобы Люде он достался. И на завещание не соглашается. На дом же документов нет, и отец не соглашается их делать, говорит, можем не успеть. Предложил его на слом продать. А я не хочу. Это же дом, где я вырос. И Людка там выросла. А на разбор его продать- это не честно.
-Почему не честно, Серёжа? Это отец так решил. Это его решение. А вообще, решать конечно вам.
Сергей согласился на предложение отца. Покупателя на дом нашли быстро, дом продали за очень хорошие деньги. Сергей хотел поделить деньги пополам с Людой, но женщина, когда узнала о продаже дома, закатила такой скандал, что даже слушать брата не стала. Пообещала подать на брата в суд, но, проконсультировавшись с юристом, отказалась от этой идеи. Отец дееспособный человек, действовал по своей воле, продал свое имущество, которое принадлежало ему.
Андрей Васильевич после продажи дома прожил еще год. Умер мужчина в окружении любящего сына и снохи, а так же внуков. Мужчина дождался правнучку, Внучка Кристина родила девочку, которую назвала в честь своей любимой бабушки. Кристина часто приезжала к отцу, где подолгу беседовала с дедом, а правнучка в это время ни на шаг не отходила от мужчины. Маленькая Тася очень любила своего прадеда. Девочке было почти 3 года, когда деда Андрея не стало.
Люда и Сергей не общаются до сих пор. Женщина приехала на похороны отца, побыла в доме брата не больше часа и уехала в деревню ждать похоронную процессию там. Похоронили Андрея рядом с его женой в деревне. Двоюродные сёстры, Кристина и Лена, последний раз общались после похорон бабушки. Лена читает, что Кристина не достойна того, чтобы Лена уделяла ей свое драгоценное время.
Через знакомых Сергей узнал, что живется Людочке не сладко. Лена, её дочь, просто копия матери, и кроме слов " дай и купи" ничего другого не знает. Сейчас Люде немного за 50, женщина очень сильно болеет, получает пенсию по инвалидности и не может помогать дочери. 3 года назад Люда похоронила мужа, и живет на нищенскую пенсию. Еще пока был жив Олег они взяли большой кредит, чтобы купить Леночке машину, а сейчас этот кредит вынуждена выплачивать Люда. Чтобы хоть как то сводить концы с концами женщина сдает 2 комнаты в своей квартире. После смерти свекрови Олег с братом продали квартиру матери, а деньги поделили, и продав свою двушку купили трёхкомнатную квартиру. Женщина хочет продать большую квартиру, и купить себе однокомнатную, чтобы было легче платить, но Леночка против. Она же наследница. У неё есть дочь, внучка Людочки, и чем квартиру продавать, уж лучше внучке подарить. Сколько там мама, тебе жить то осталось?
Пытался Серёжа помириться с сестрой, но Людочка даже слушать его не захотела. Кто он, и кто она, Людочка. Она в городе живет, а он как был колхозником, так и остался.
Серёжа живет хорошо. Нет, он не стал миллионером. Они с женой работают в колхозе, звезд с неба не хватают, но и не бедствуют. Все необходимое для жизни у них есть, а излишки в виде престижной машины им и не нужны. Воспитали они прекрасных сыновей, у которых тоже уже свои семьи. Двое старших в город уехали, а младшенький по стопам отца и деда пошел, в колхозе остался. Ему деревня ближе по духу.
Кристина тоже не забывает отца и мачеху, которую уже давно зовет просто "мама". Всякое в их семье было, и ссорились, и мирились. И недопонимание было, и обиды, просто никто эту обиду не лелеял, не вынашивал, а очень быстро забывал и и прощал друг друга. Кристина тоже живет не богато, зато честно, и все, что у неё имеется она заработала сама, как и её родители.
Никто в этой жизни никому ни чем не обязан. Ни родители детям, ни дети родителям. Есть добровольная помощь, когда у родителей есть и возможность, и желание помогать. Только и дети в таких случаях должны относиться к родителям если не с благодарностью, то хотя бы с уважением. А не так, как Людочка. Все ей должны, все обязаны, а уважения ни грамма. Всю жизнь шла по головам своих родителей, втаптывая их в грязь своими поступками, действиями и словами, ни к кому уважения не испытывала, только её царственная персона всегда на первом месте была. И дочку свою, Леночку, воспитала по образу и подобию своему. Теперь и Людочка испытает всю силу дочерней любви, коей одаривала сама свою несчастную мать. Только не доходит до Люды, что каждый заслуживает именно то, что имеет.
Удивляется женщина, за что же ей выпало такое испытание на старости лет? Ведь она, Людочка, не заслуживает такой жизни, она умная, красивая, воспитанная женщина, которая достойна самого лучшего.
А действительно, за что все это Людочке? Почему жизнь так несправедлива?
P/S. Немного пояснений. На дом родителей был не полный пакет документов. При постройке дома в те годы с колхозом заключался договор купли- продажи, многие так и жили, а кто то так живет до сих пор. Потом нужно было жилье приватизировать, но родители Сергея и Люды этого не сделали. Люди жили, платили налоги, по договору дом принадлежал им, но для полноценной собственности нужно было оформлять документы.
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.
С вами как всегда, Язва Алтайская.